Правозащитный центр «Мемориал» сообщал ранее, что в Дагестане задерживают практикующих мусульман, исповедующих ислам салафитского толка (см. также бюллетень).Людей, о которых идет речь, правоохранительные органы не обвиняют в совершении правонарушений, против них не возбуждены уголовные дела. Они
Правозащитный центр «Мемориал» сообщал ранее, что в Дагестане задерживают практикующих мусульман, исповедующих ислам салафитского толка (см. также бюллетень).
Людей, о которых идет речь, правоохранительные органы не обвиняют в совершении правонарушений, против них не возбуждены уголовные дела. Они не являются условно осужденными или освобожденными из мест лишения свободы (в отношении этих категорий граждан власти законно осуществляют надзор). Тем не менее, неизвестный государственный орган на основании неизвестных критериев, не объясняя причину, не обосновывая свои действия ссылками на нормативные акты, включает сведения об этих людях в некий секретный список. Наличие данных человека в таком списке
становится основанием для ограничения его конституционных прав силовиками - его произвольно задерживают, нарушают права на частную жизнь, личную неприкосновенность, свободу передвижения.
Людей, включенных в список (списки?), полицейские в Дагестане постоянно доставляют в отделы, требуют у них объяснения, куда и зачем они направляются, интересуются составом семей, отношением к «ваххабизму». Часто также фотографируют, снимают отпечатки пальцев, отбирают пробы ДНК. Эти процедуры повторяются при новых задержаниях.
Иногда людям объясняют причину задержания: «Ваши данные находятся в списке оперативного учета "Ваххабизм"». Полицейские часто требуют, чтобы задержанные сказали, когда и почему их данные попали в список. Но те обычно не знают ответа. Многие из них никогда не видели списка и не представляют, по каким признакам и в соответствии с какими нормативными актами он составлялся.
Подобная практика в течение последнего года все больше распространяется в республике, к нам неоднократно поступали обращения на эту тему.
Недавно еще несколько жителей Дагестана пожаловались нам на то, что их незаконно доставляли в полицию, допрашивали, брали анализы ДНК, снимали отпечатки пальцев.
***
Житель Махачкалы Ахмед Ахмедов – практикующий мусульманин, исповедует ислам салафитского толка. Он жалуется на многочисленные задержания, приводы в отдел, допросы и другими незаконно проводимые процедуры.
В декабре 2013 года, перед началом Олимпиады, Ахмедова остановили в городе подъехавшие на УАЗе полицейские. Мужчины в форме вежливо попросили его проехать с ними в Кировский РОВД на десять минут. Они объяснили, что «проверят» его и отпустят. Ахмедов согласился. В отделе сотрудник в гражданской форме, не представившись, спрашивал, чем Ахмед занимается, где живет, интересовался его семьей, родственниками. Он сфотографировал Ахмедова и разрешил уйти.
Однако на выходе дежурный, узнав, что у Ахмедова не сняли отпечатки пальцев, из отдела его не выпустил, приказал ждать. Через час пришел сотрудник, снял отпечатки пальцев. Только после этого Ахмедова отпустили.
Через неделю его остановил патруль на ул. Энгельса в Махачкале, неподалеку от здания Духовного управления мусульман Дагестана. Вооруженные сотрудники полиции, говорившие по-русски без акцента, забрали у него документы. Проверив их по компьютеру, они заявили, что там «что-то вышло», и попросили Ахмеда проехать в Советский РОВД. Там у него взяли отпечатки пальцев, сфотографировали; спрашивали о работе, занятиях, семье, сказали, что он «состоит на специальном учете как ваххабит».
В заявлении Ахмедов жалуется, что, когда он проезжает посты полиции, его обычно проверяют, а потом привозят в отдел. Последний раз это было это было три недели назад, когда он выходил из мечети поселка Семендер в пригороде Махачкалы. Тогда полицейские окружили мечеть; вышедших после молитвы прихожан, среди которых был Ахмедов, посадили в автобус и привезли в Кировский РОВД. Там у них сняли отпечатки пальцев. У всех прихожан, кроме Ахмедова, взяли объяснительные (Ахмедов уже писал ее три месяца назад, когда его в очередной раз привозили в отдел). На этот
раз ему только задавали вопросы.
Ахмедов связался со своим адвокатом Исрафилом Гададовым, который обратился в прокуратуру с заявлением о незаконном задержании его клиента, и того отпустили.
***
Житель села Чалях Цунтинского района Омар Загиров, прихожанин салафитской мечети, пожаловался на незаконные действия полицейских. По его словам, когда он жил в пос. Шамхал в пригороде Махачкалы, к нему домой периодически приходили полицейские. Они были в штатском, с оружием, показывали удостоверения, задавали вопросы о его брате Юсупе Загирове, который осужден на семь лет за посягательство на жизнь сотрудника полиции и незаконное хранение оружия. А с лета 2014 года силовики начали интересоваться и жизнью самого Омара: следили за ним, приходили к нему
домой, расспрашивали, в какую мечеть он ходит, где молится, зачем отпускает бороду. Омар как-то спросил у силовиков, почему они им интересуются. Те ответили, что действуют по приказу начальника полиции Шамхала.
Осенью 2014 года к Загирову домой пришел участковый инспектор и попросил пройти с ним в отдел для сдачи анализа ДНК и снятия отпечатков пальцев. Загиров отказался, сославшись на занятость. С подобными предложениями участковый приходил еще несколько раз, но Загиров не соглашался. Полицейский заявил, что и жене Омара необходимо сдать анализ ДНК.
В ноябре участковому все же удалось убедить Загирова пойти в Шамхальский отдел полиции. Там его сфотографировали, сняли отпечатки пальцев, взяли пробу слюны. У Загирова узнали, в какую мечеть он ходит, потом отвезли домой.
Через две недели участковый снова пришел, когда Загирова не было дома, хотел пригласить в отдел его жену для тех же процедур. Она отказалась.
В конце декабря Омара остановили на посту ДПС Северный на выезде из Махачкалы. После проверки документов ему сказали, что в ноябре он был занесен в списки ваххабитов, приказали ждать. Через некоторое время на пост приехали сотрудники полиции на белом УАЗе. Они увезли Загирова в Кировский РОВД. Там у него опять сняли отпечатки пальцев, сфотографировали. Один из сотрудников, говоривший по-русски без акцента, спрашивал, как и кому он молится, в какую мечеть ходит, поддерживает ли ИГИЛ (Исламское государство), как относится к терактам, помогает ли членам НВФ,
имеет ли оружие. Загиров утверждал, что к террористам относится отрицательно, не поддерживает насилие. Сотрудник все записал, дал Омару подписать. Загиров спросил, какие его ожидают последствия из-за того, что он находится в оперативных списках. Сотрудник ответил, что его не выпустят из России и в стране у него могут быть проблемы. Затем Загирова отпустили.
***
Житель Махачкалы Ильяс Ильясов в своем обращении в ПЦ «Мемориал» сообщил, что 26 июля 2014 года к нему домой пришли трое полицейских, в том числе его участковый. Они потребовали, чтобы Ильяс проехал с ними в ОВД Советского района для «взятия образца голоса». Ильясов сказал, что планирует в ближайшее время уехать в Азербайджан; полицейский попросил до отъезда зайти к нему в участковый пункт полиции, так как нужно было «завести отдельную папку».
Приехав в отдел, Ильяс увидел, что во дворе в очередь выстроились люди, среди них – его знакомый врач «Скорой помощи». Как выяснилось позже, данные всех этих людей были в некоем списке (что за список, полицейские не сказали).
Ильясов слышал, как сотрудники спрашивали у врача, по какой причине она состоит «на учете в списке», есть ли у нее родственники – члены НВФ. Врач утверждала, что родственников-боевиков у нее нет, и крайне недоумевала по поводу того, что ее имя попало в список неблагонадежных.
Когда очередь дошла до Ильясова, его попросили пройти в кабинет. Там он подписал какой-то бланк, у него сняли отпечатки пальцев, сфотографировали. Затем Ильясу задавали вопросы, беседу записывали на диктофон.
По словам Ильясова, в октябре 2013 года его уже доставляли в отдел полиции – вместе с 50 людьми, задержанными в мусульманских кафе и при выходе из мечетей. Тогда у всех сняли отпечатки пальцев, сфотографировали, записали личные данные. По словам Ильясова, процедура проводилась грубо и оскорбительно.
13 ноября 2014 года, в 12:00, к Ильясову домой пришли двое полицейских, один из них представился участковым инспектором Магомедом Омаровым. Участковый спросил у Ильясова, знает ли он, что находится в списке «по экстремистской линии». Тот спросил, что это за список. Участковый показал ему клочок бумаги с заголовком «Вахи»; в нем были фамилии и адреса людей, живущих поблизости.
Полицейский поинтересовался, по какой причине Ильясов оказался в списке. Тот ответил, что не знает. Силовики записали все его данные и данные его родственников. Спрашивали, совершает ли он намаз, в какую мечеть ходит, доставляли ли его раньше в отдел полиции для сдачи анализов. Затем участковый позвонил в РОВД проверить, есть ли там пробы ДНК Ильясова. Их не оказалось.
Участковый спросил у Ильясова, знает ли он некоего Зелимхана, указанного в списке и живущего неподалеку. Тот ответил отрицательно.
Ильясов подписал объяснительную, которую полицейские написали с его слов. Потом они ушли.
Вечером Ильясов узнал, что силовики интересовались им у соседей.
***
Житель поселка Ново-Хушет в пригороде Махачкалы Абдулхалим Муртузов сообщил, что правоохранительные органы стали проявлять к нему пристальное внимание после того, как был задержан его двоюродный брат Ислам Османов, 1987 г.р. Муртузов пишет, что 17 января в автомобиле Османова нашли оружие и боеприпасы. Муртузов уверен, что запрещенные предметы его брату подкинули из-за того, что он носит большую бороду.
22 января 2015 года Осмаеву была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
Согласно заявлению Муртузова, в тот же день, около 12:00, ему позвонил мужчина, который, не называя фамилии, представился оперативным сотрудником Ленинского РОВД Махачкалы. Он сказал, что хочет побеседовать. Они договорились встретиться через час. В назначенное время Муртузов не смог освободиться, и встречу перенесли на полчаса. Оперативник по телефону сказал, что с ним будет связываться другой сотрудник.
В назначенное время к адвокатскому офису на ул. Капиева подъехал полицейский на «Мерседесе». Он сказал Муртузову, что тот должен проехать с ним в Ленинский отдел полиции Махачкалы для «постановки на учет».
По словам Муртузова, он понял, что речь идет об учете ваххабитов-экстремистов. Отрицая свою принадлежность к таковым, он заявил, что поедет только с адвокатом. Полицейский не стал возражать, но сказал, что, если тот не приедет добровольно, его доставит наряд полиции, поскольку «он обязан стоять на учете».
Муртузов сообщил, что немногим ранее, когда он собирал документы по делу своего задержанного брата, он приходил в отдел полиции поселка, который территориально относится к Ленинскому РОВД. Там участковый по имени Шамиль интересовался, состоит ли Муртузов на учете, проверил его документы, сверил их с какой-то базой данных, снял копию паспорта, записал номер телефона. Муртузов ушел, и позже на учет вставать не ездил.
29 октября 2014 года ПЦ «Мемориал» направил министру внутренних дел по РД Абдурашиду Магомедову письмо. Мы просили сообщить, на основании каких нормативных актов полицейские осуществляют подобную практику, составляют ли органы МВД по РД какие-либо списки лиц по признаку их принадлежности к какому-либо религиозному течению, например, ваххабизму, является ли наличие личных данных человека в таком списке основанием для контроля за передвижением этого человека, для его задержания, для отбора у него объяснений, снятия отпечатков пальцев.
Мы до сих пор не получили ответа на это письмо, а практика незаконных задержаний, проверок, занесения в не предусмотренные никакими законами списки, как видим, сохраняется.