31 октября 2016 года в Буйнакском районном суде завершилось рассмотрение административного иска уроженца села Эрпели Буйнакского района Данияла Алхасова, 1985 г.р., к ОМВД РФ по Буйнакскому району (далее ОМВД).
Алхасов требует признать незаконными отказ и уклонение ОМВД от снятия его с профилактического учета, на который он был поставлен в качестве приверженца «нетрадиционного» течения ислама «Салафизм». Интересы Алхасова представляют работающий по соглашению с ПЦ «Мемориал» адвокат Мурад Магомедов и юрист программы «Горячие точки» ПЦ «Мемориал» Галина Тарасова. Интересы ОМВД представляет юристконсульт Буйнакского РОВД, капитан Гаджи Магомедович Джававов. Вел заседание судья Юсуп Махтиевич Салихов.
Судебное заседание началось с допроса свидетелей со стороны истца.
Свидетель Закир Гапурович Гапуров, житель села Эрпели, сосед Данияла Алхасова, отвечая на вопросы представителей истца и ответчика, рассказал, что Даниял характеризуется как честный и порядочный человек, работает врачом. Свидетель не слышал, чтобы истец вел разговоры на экстремистские темы и что-то пропагандировал. Гапуров сказал, что знаком с участковым Батырмурзаевым, видел его два раза возле дома Алхасова. Во время обыска в доме Алхасова свидетель был понятым. Подтвердил, что подписал характеристику на Алхасова, приложенную к иску.
Свидетель Юсуп Магомедович Чупалаев, житель села Эрпели, так же сосед Данияла Алхасова, рассказал, что знает его с детских лет, ничего плохого не может сказать. Алхасов — врач села Эрпели. Никакой пропаганды религиозных взлядов Даниял не вел. Отвечая на вопросы представителей истца и ответчика, свидетель сказал, что Алхасов не ваххабит, ничего подозрительного, связанного с Даниялом, он не знает и не слышал о его спорах с имамом села. Подтвердил, что подписал положительную характеристику на Алхасова.
Свидетель Аюб Деребхан-Оглы Дуниялалиев тоже сказал, что знает Алхасова с детства, ничего подозрительного за ним не замечал, напротив, характеризует Алхасова очень положительно. Отвечая на вопросы представителей истца и ответчика, сказал, что не слышал, чтобы Алхасов пропагандировал свои религиозные взгляды, не слышал о подозрительных связях Алхасова с членами НВФ или какими либо сомнительными личностями. Участкового села Эрпели, Абдурагима Батырмурзаева, знает. Ни он, ни другие полицейские не приходили к свидетелю и не опрашивали его. Сказал, что писал характеристику на Данияла Алхасова, подтвердил изложенное в ней.
Свидетельница Дарият Шарапутдиновна Исмаилова, жительница села Эрпели, заявила, что не знает о враче Эрпелинской больницы, ее соседе Алхасове, ничего плохого. Никогда не слышала, чтобы Даниял Алхасов вел какую-либо пропаганду или высказывал экстремистские идеи. Отвечая на вопросы представителей истца и ответчика, сказала, что участковый ее не опрашивал.
Свидетельница Асият Абдурахманова Алхлаева, жена Данияла Алхасова, рассказала, что ей год назад стало известно о том, что муж состоит на профучете. Его вызвали в отдел полиции по телефону. В один день он задержался в отделе и вернулся через несколько часов эмоционально подавленный и побритый. Рассказал, что с ним в отделе разговаривали очень грубо, заставили сбрить бороду. И он не знает, почему сотрудники полиции так относились к нему.
Летом 2016 года его вызывали в отдел, чтобы взять анализ крови и другие данные. В один из дней он поехал в отдел с опозданием в несколько часов и задержался. Во время его отсутствия к ним в дом зашли четверо вооруженных мужчин в масках. Один из них показал свое удостоверение на имя лейтенанта Асахабали Чегираева и сказал, что начальник РОВД хочет поговорить с Асият. Он добавил, что Даниял Алхасов в РОВД и не может звонить, так как полицейские забрали у него телефон. Затем Чегираев начал допрашивать родственницу, находившуюся в доме, и саму Асият, а потом потребовал, что бы Алхлаева поехала с ними в отдел. Асият отказалась, тогда Чегираев схватил ее за руку и сказал, что доставит силой. Когда ее доставили в райотдел, на первом этаже она увидела Алхасова. Ее отвели на второй этаж, в кабинет начальника РОВД, где уже был отец Данияла. Начальник РОВД выразил недовольство тем, что она носит хиджаб, грубил ей, сказал, что ее нужно поставить на профучет и показывал документы и фотографии поставленных на учет женщин. По словам свидетельницы, Даниялу полицейские сказали, что снимут его с профучета, если он «либо умрет, либо примет христианство». Отвечая на вопрос адвоката о причинах доставления в отдел, ответила, что сотрудник полиции Абдул Джамалов пояснил ей, что она доставлена в связи с тем, что Даниял отказался привести ее добровольно в отдел для сдачи крови. Асият сфотографировали, взяли личные данные и отпустили.
На вопрос судьи, почему именно к вам так относятся, ответила, что не знает, но предположила, что из-за внешнего вида - Даниял носил бороду, а она - хиджаб. Отвечая на вопросы представителя истца Галины Тарасовой, сказала, что, когда Даниял в сентябре 2016 года выезжал в Карачаево-Черкессию, машину остановили на посту в КЧР и потребовали выйти с поднятыми руками, сказали, что будут стрелять, если Даниял и его друг не подчинятся. Уложили лицом вниз, обыскали машину и потом отпустили. Перед выездом он поставил в известность участкового, а во время поездки в Москву в октябре 2016 года Даниял не стал делать этого. В аэропорту ему постоянно звонил участковый и требовал сообщить, куда тот летит.
Асият заявила, что действия сотрудников полиции причиняют беспокойство, она считает это вмешательством в частную жизнь. Женщина рассказала, как однажды ехала с мужем и полуторагодовалым ребенком на автомашине домой из Махачкалы. Около в 22:00 их остановили на посту ГИБДД и забрали Данияла в отдел полиции Советского района Махачкалы. Даниял позже рассказывал, что в отделе у него брали отпечатки, фотографировали. Его продержали там до полуночи, а Асият все это время провела в ожидании мужа на улице в темноте с плачущим ребенком.
Представитель ответчика, юристконсульт Буйнакского РОВД, капитан Гаджи Магомедович Джававов спросил, обращались ли они куда-либо по поводу подобных случаев. Асият ответила, что обращались в Правозащитный центр «Мемориал», в прокуратуру, в Следственный комитет. После этого приезжал полковник 8-го отдела МВД России Дмитрий Анатольевич Лучков и беседовал с мужем и с ней.
Представитель ОМВД подтвердил, что «полковник Управления собственной безопасности приезжал, была проведена служебная проверка по данному поводу. По заключению служебной проверки, он не нашел незаконных действий со стороны сотрудников полиции».
Адвокат Мурад Магомедов заявил, что представитель ОМВД вводит суд в заблуждение, проверка не касалась факта постановки на учет, а материалы по незаконным действиям были выделены и отправлены в Следственный комитет РФ по Буйнакскому району, а СК уже отказал в возбуждении дела в отношении полицейских.
Свидетель Алхасов Загир Арсланалиевич, отец Данияла Алхасова, врач-кардиолог медицинского центра сообщил суду, что о факте постановки сына на учет узнал, когда дом оцепили вооруженные люди в масках и провели обыск. В постановлении было сказано, что на сына поступила оперативная информация. В ходе обыска ничего не нашли, полгода у сына проблем не было, но потом его стали вызывать в Буйнакский РОВД. В 2015 году, когда жену Данияла забирали в отдел, Загир Алхасов встретился с начальником РОВД Зауром Яхьяевым, который заявил, что в отношении Данияла есть оперативные данные и имам села Эрпели дал сведения, что Даниял Алхасов приверженец нетрадиционной формы ислама. В конце октября 2016 года, когда его сын был в Москве, свидетелю стали звонить сотрудники полиции, выясняли местонахождение Данияла, требовали дать его адрес в Москве. Загир Алхасов считает подобные действия нарушением конституционных прав сына.
Абдурагим Батырмурзаевич Батырмурзаев, участковый уполномоченный с. Эрпели, выступая в качестве свидетеля, ответил на вопрос представителя истца, что Алхасов состоит на профучете, но он не осуществлял в отношении него мероприятий в связи с профучетом. Дома у Алхасова был всего один раз. Звонить ему приходилось потому, что Даниялу нужно было вручать повестки и вызывать в Буйнакский РОВД. Повестки подписывал сам, но их содержания не знает, их ему передавали другие сотрудники РОВД, которых он не помнит. Сказал, что брал объяснения, выяснял, куда Алхасов хочет выезжать. Отвечая на вопрос Галины Тарасовой, знает ли он содержание ведомственного приказа по профучету, ответил, что читал его, но номер назвать не может. Не помнит, секретный ли это приказ, но допуска к секретным сведениям у него нет. Свидетелю Батырмурзаеву были предъявлены на обозрение объяснения, взятые у Алхасова и имама села Эрпели, приложенные к возражениям ответчика на иск. Причину, по которой он взял эти объяснения у них, он затруднился назвать. На вопросы Мурада Магомедова о посещениях Алхасова, количестве проведенных с ним профилактических бесед и их содержании Батырмурзаев ответил, что был у Алхасова дома один раз. Алхасов не говорил ему о том, что является салафитом и ваххабитом. Объяснения об Алхасове у жителей села он не брал.
Представитель ОМВД задал свидетелю вопрос о том, имелась ли какая-нибудь оперативная информация на Алхасова. Батырмурзаев ответил, что информация была. На вопросы представителя истца заявил, что получал ее от жителей села, но не может их назвать.
Адвокат истца поинтересовался, на основании какой инструкции он действует. Батырмурзаев не смог ответить, за него пытался говорить представитель ОМВД, но был остановлен судьей.
Было зачитано решение Буйнакского суда от 10 августа 2016 года, об истребовании которого было заявлено ходатайство в ходе прошлого судебного заседания.
Данным решением признано незаконным оставление Буйнакским РОВД без ответа заявления Алхасова о снятии с профучета. Представитель истца Галина Тарасова сообщила, что решение суда не исполнено, Алхасову так и не дан ответ, что свидетельствует о нарушении его прав и неуважении к суду.
После этого она заявила ходатайство о приобщении к материалам гражданского дела и оценке в качестве доказательств копий трех решений судов Кизилюртовского, Дербенского и Верховного суда РД о снятии граждан с профучета. Она пояснила, что эти решения вынесены по искам, аналогичным иску Алхасова - в тех случаях полиция также не давала ответов на заявления о снятии с прифучета и не предоставляла суду доказательств обоснованности нахождения граждан на профучете и уклонения от снятия с него. Она отметила, что в этих решениях, относящихся к 2016 году, фигурирует ведомственный приказ МВД про РД, регламентирующий профучет, который предоставлялся судам и исследовался ими, что опровергает доводы представителя Буйнакского РОВД о секретности приказа, невозможности его предоставления в суд и неосведомленности о положениях приказа. Суд приобщил решения судов к материалам дела.
Адвокат Мурад Магомедов заявил ходатайство о приобщении к материалам дела открытого письма к начальнику отдела полиции в газету «Черновик» и другие СМИ, написанного Алхасовым после произошедшего с ним на посту ДПС при выезде в КЧР. Суд приобщил письмо к материалам дела.
Далее Мурад Магомедов задал вопрос Алхасову о его объяснении от 27.10.2014 г., приложенном к возражениям ответчика на административное исковое заявление. Алхасов сообщил, что такого объяснения не давал и подпись в нем не его. Свидетель Батырмурзаев не согласился с этим. Представитель истца заявила ходатайство о направлении материалов, в отношении которых возникло сомнение в их подлинности, в Следственный комитет для уголовно-процессуальной проверки на предмет фальсификации доказательств в суде.
В ходе судебных прений представитель истца Галина Тарасова привела многочисленные доводы о неправомерности нахождения Алхасова Данияла, являющегося законопослушным гражданином, на профучете, предполагающем профилактику правонарушений, незаконности отказа и уклонения от снятия его с учета, незаконных действиях в отношении него и его семьи, грубых нарушениях сотрудниками отдела полиции Буйнакского района прав истца на получение информации, затрагивающей его интересы, на свободу передвижения, на неприкосновенность частной жизни. Заявила также о бездоказательности позиции ответчика, возражающего против удовлетворения иска, введении ответчиком суда в заблуждение и фактах проявления им неуважения к суду. Она просила удовлетворить исковые требования о признании незаконным отказа в снятии Алхасова с профучета и возложить на отдел полиции обязанность снять его с этого учета.
Адвокат Мурад Магомедов привел доводы об отсутствии доказательств того, что Алхасов придерживается нетрадиционного течения ислама. Со ссылкой на действующее законодательство адвокат указал на незаконность нахождения Данияла Алхасова на профучете, просил признать незаконным отказ в снятии с него и обязать РОВД снять Алхасова с профучета.
Представитель ОМВД заявил, что не приведено доказательств нарушения профучетом прав Алхасова Данияла.
Суд заслушал доводы самого Алхасова Данияла, который заявил, что находится на профучете незаконно. Со стороны ответчика не приведено ни одного довода об обоснованности пребывания его на профучете.
По итогам судебного разбирательства суд вынес решение удовлетворить административное исковое заявление, признать отказ в снятии истца с профилактического учета незаконным, обязать отдел полиции снять Алхасова Данияла Загировича с профилактического учета.