23 августа 2016 года в с. Гоор-Хендах Шамильском районе Дагестана были убиты местные жители, пастухи, братья Гасангусеновы - Гасангусейн Муртазалиевич, 1997 г.р., и Наби Муртазалиевич, 1999 г.р. По официальной версии, они были убиты около 21:45 в ходе боестолкновения с представителями силовой структуры, которым братья отказались предъявить документы и по которым открыли огонь
Уже через несколько часов после перестрелки СМИ стали сообщать об убийстве боевиков в горном районе Дагестана http://www.kavkaz-uzel.eu/articles/288103/; http://www.tvc.ru/news/show/id/99144; https://www.gazeta.ru/social/news/2016/08/24/n_9031925.shtml; http://news.sputnik.ru/proisshestviya/c4c266593878a4c9b786f665d20af375f601cbe7; http://smiexpress.ru/news/russia/-24994-v-dagestane-likvidirovali-dvuh-boevikov/
Позже были названы имена убитых: https://pulseoftheday.ru/article/524022 http://www.newsfiber.com/p/s/h?v=EG1GYxtB1jfI%3D+7wKUa%2B0jNmY%3D http://www.kavkaz-uzel.eu/articles/288159 http://onkavkaz.com/blogs/1002-video-ubiistvo-silovikami-chabanov-v-privelo-v-jarost-gorcev-shamilskogo-raiona-dagestana.html
Родственники и односельчане погибших опровергают версию силовиков и утверждают, что эти молодые люди никогда не были членами НВФ, они пасли сельский скот, зарабатывали честным трудом.
Жители села возмущены еще и тем, что силовики не только убили братьев, но и цинично представили их боевиками, надев на тела убитых камуфляжную одежду и автоматы, положив рядом боеприпасы.
30 августа наш сотрудник в Дагестане выехал в село Гоор-Хендах и побеседовал с родственниками убитых и сельчанами, они рассказали подробности происшедшего.
По словам отца убитых молодых людей, Муртазали Магомедовича Гасангусенова, 23 августа, поздно вечером Гасангусейн и Наби возвращались домой с пастбища.
В 21:32 они позвонили матери и сказали, что скоро придут. Позже в 21:39 родители снова позвонили ребятам, но их телефон уже не отвечал и те решили, что сыновья остались ночевать в своем домике в горах.
24 августа, около 6:00, родственник Исрапил Магомедов отправился на пастбище чтобы сменить пастухов. Он знал, что Наби и Гусейн не вернулись домой, надеялся, что они ночевали в местечке «Лагадибе», расположенном в 6-7 километрах от села.
Исрапил отправился туда и, не доходя 60-70 метров до луга, где пасется скот, увидел на дороге следы крови, присыпанные землей. Там же лежал разбитый фонарик и кусочек ремешка от рюкзака. Неподалеку он заметил фонарик братьев Гасангусейновых и их тела. Они лежали лицами вниз, в зимних куртках черного и коричневого цвета. Рядом лежали зимние берцы.
Исрапил приподнял одно из тел, но не узнал - лицо было в крови, а в подбородке пулевое отверстие. Во втором убитом он узнал Гасангусейна. На шеях парней были автоматы, рядом лежал рюкзак, из которого виднелась разгрузка с магазинами от автоматов. Один магазин был в кармане куртки одного из убитых.
Исрапил позвонил своему троюродному брату-родному дяде братьев и сообщил о случившемся.
Через 25 минут к месту, где лежали тела убитых, подъехали около пяти военных машин – БТР, УАЗ, Нива. Из них вышли вооруженные сотрудники полиции Шамильского РОВД вместе с участковым села. Они несли с собой два одеяла и носилки, также с ними был человек в черной форме и черной маске, без оружия, не говорящий по-аварски.
К этому времени подошли еще несколько сельчан-мужчин. Они спросили сотрудников, почему убили двух пастухов и кто это сделал. Те ответили, что «это не наша работа, мы не знаем, кто это сделал».
Полицейские оцепили место, где находились тела. Начали подходить жители соседних сел.
Дядя убитых Магомед спросил силовиков: «Откуда вы знаете, где лежали тела? Почему вы шли именно сюда? Почему вы взяли двое носилок и два одеяла?» Сотрудники отвечали, что не имеют отношение к убийству.
В течение шести часов к телам никого не пускали, ждали экспертов. Приехавшие эксперты осмотрели место происшествия, сделали фотографии, собирали гильзы, вытащили разгрузку из рюкзака убитых, осмотрели автоматы. Это были автоматы Калашникова калибра 7,62 со складными прикладами. По словам очевидцев, по многим деталям было заметно, что их надели через голову уже на мертвые тела.
В Гасангусейна было выпущено восемь пуль, в Наби - одиннадцать. Пулевые отверстия на куртках не совпадали с отверстиями от пуль на телах. Выяснилось, что в братьев стреляли с трех точек. Сотрудники полиции сказали, что тела надо забрать в райцентр, а затем отвести в Махачкалу на экспертизу. Их погрузили в полицейский автомобиль и увезли в административный центр Шамильского района, с. Хебда. Там их поместили в гараж, расположенный рядом с районным отделом полиции.
Через некоторое время у здания райотдела стали собираться женщины – родственницы убитых с требованием выдать им тела для захоронения. Им отказали и тогда женщины расшатали ворота гаража, куда ставят полицейские машины, сломали замок, вошли, забрали тела и передали их мужчинам.
Вскоре сюда подъехали сотрудники полиции во главе с начальником отдела, которые пытались отобрать тела. Начальник отдела полиции на машине перегородил толпе путь, вышел из машины и начал стрелять в воздух из автомата. Мужчины, родственники убитых перекрыли трассу в район и мост перед туннелем, через который проходит дорога в Хебду.
В результате сельчанам удалось оставить тела у себя.
На мосту родственники подошли к военным, охранявшим этот объект, и начали возмущаться, обвиняя их в убийстве. Те отвечали, что они никого не убивали.
Начальник полиции поняв, что не может заставить собравшихся отдать тела убитых и разойтись, предложил им подождать эксперта для осмотра тел на месте.
Эксперт приехал через час в сопровождении двух людей в гражданской одежде, с ними был также хирург из районной больницы.
В присутствии Магомеда, родственника убитых, они сняли с тел куртки, проверили их, осмотрели раны, сняли отпечатки пальцев. На одной куртке были заметны только два пулевых отверстия, на другой больше.
Эксперт сказал, что их сначала убили, потом надели куртки и стреляли в них и после этого. Было видно, что отверстия от пуль на куртках не совпадали с пулевыми отверстиями на телах. После этого родственникам выдали тела, и они сразу же в этот день их похоронили. По словам Магомеда, был составлен документ в обычной письменной форме, где Магомед написал, что он против вскрытия тел Гасангусейна и Наби.
В последующем, из тех, кто протестовал у райотдела полиции 24 августа, задержали и привлекли к административной ответственности пятерых человек.
Очевидно, что сотрудники силовых структур убили не боевиков, слишком много фактов говорит о том, что Гасангусейновы не имеют никакого отношения к членам НВФ.
29 августа ситуацию прокомментировал Рамазан Абдулатипов «...По данному делу в настоящее время проводится разбирательство. Я с прокурором республики обсуждал ту проблему, он держит расследование под контролем. Просьба набраться терпения. Всем ,у кого есть сомнения будет дан ответ»