Правозащитницу обвиняют в пособничестве НВФ Утром 4 июля 2013 года сотрудники Следственного Управления Следственного Комитета (СУ СК) РФ по Республике Дагестан провели обыски у жителей г. Буйнакска РД. В результате были задержаны Даньял Ильясов, 1988 г.р., Шамиль Магомедов, 1975 г.р., и Расул
Правозащитницу обвиняют в пособничестве НВФ
Утром 4 июля 2013 года сотрудники Следственного Управления Следственного Комитета (СУ СК) РФ по Республике Дагестан провели обыски у жителей г. Буйнакска РД. В результате были задержаны Даньял Ильясов, 1988 г.р., Шамиль Магомедов, 1975 г.р., и Расул Исмаилов, 1974 г.р.
Судя по постановлению, обыски проводились в связи тем, что молодые люди подозреваются в причастности к убийству полицейских в апреле 2013 года (30 апреля в Буйнакске в результате обстрела машины трое сотрудников полиции были убиты, двое ранены). В ходе обысков были обнаружены оружие и боеприпасы. Родственники Ильясова и Магомедова утверждают, они были подброшены.
По словам Ильясовых, гранату и патроны силовики нашли во дворе дома, в беседке, в ящике с инструментами. Перед этим все домочадцы и понятые находились в доме, пока там проводился поверхностный осмотр (чердак и многие коробки в комнатах вообще не осматривались). Отец Даньяла Ильясова утверждает, что брал этот ящик с инструментами за полчаса до прихода силовиков и там оружия не было. Силовики задержали Даньяла. Отец настоял, чтобы его тоже задержали, поскольку инструменты принадлежат ему. Отца Ильясова доставили в ОВД Буйнакска, затем отпустили.
По словам Магомедовых, всех домочадцев (во дворе находятся два дома) и понятых завели в один из домов, где силовики проводили поверхностный осмотр. В это время несколько силовиков находились в другом строении, где позже провели обыск в присутствии понятых. В результате обнаружили гранату и патроны.
Обстоятельства обыска у Исмаиловых нам неизвестны. Между тем родные задержанного Расула Исмаилова уверяют адвоката, что оружие и боеприпасы были подброшены.
Задержанных доставили в Махачкалу. С тех пор об их судьбе ничего не известно.
Родственники Ильясова и Исмаилова заключили соглашение с адвокатом Гаджимагомедом Газиевым. Он пытался выяснить местонахождение своих подзащитных. В СУ СК РФ по РД, в Центре по противодействию экстремизму, в МВД ему отвечали, что Ильясова и Исмаилова у них нет. Адвокат обратился с жалобой в прокуратуру РД. Там пояснили, что «принимают меры прокурорского реагирования». Однако уже более суток адвокат не может встретиться с подзащитными; где они содержатся - ни родственникам, ни защитнику не известно. Адвокат Магомедова также не может выяснить судьбу своего подзащитного. Сотруднику ПЦ «Мемориал» Олегу Орлову по телефону дежурный прокурор РД тоже сообщил, что «принимаются меры прокурорского реагирования».
Адвокаты потребовали от органов следствия и дознания, чтобы без их участия с подзащитными не проводились никакие следственные действия. Несмотря на это, есть серьезные основания подозревать, что задержанных пытают, требуя от них нужные следствию показания.
В тот же день, 4 июля, была задержана член дагестанской региональной общественной организации «Правозащита» Зарема Багаутдинова. Она стала членом организации более года назад. Багаутдинова предавала гласности проводимые в Буйнакске последние четыре месяца интенсивные контртеррористические мероприятия и сопровождавшие их грубейшие нарушения закона.
Утром сотрудники СУ СК РФ по РД обыскали дом правозащитницы. Ничего противозаконного не нашли. Однако без объяснения причин они доставили Зарему в ОВД Буйнакска, а затем - в Махачкалу. Ей сообщили, что ее везут в здание СУ СК РФ по РД, а на самом деле доставили в Центр по противодействию экстремизму. Здесь ее продержали весь день без каких-либо законных оснований. Адвоката Абдулу Газиева, с которым родственники Багаутдиновой заключили соглашение, к ней не допускали. Только вечером, после вмешательства Уполномоченного по правам человека в РД У.Омаровой, адвокату удалось встретиться с правозащитницей. В его присутствии Багаутдинову допросили в качестве свидетеля. Но и после окончания допроса ее не отпустили, не объяснив причин. Наконец поздним вечером Багаутдиновой и ее адвокату объявили, что ее статус поменялся со свидетеля на подозреваемого по ст. 208 (участие в незаконных вооруженных формированиях) УК РФ, в связи с чем ее задержали.
Официальные органы отрицают, что у них находятся трое задержанных жителей Буйнакска. Однако, как стало известно, основанием для официального задержания правозащитницы явились показания одного из них.
К задержанным по-прежнему не допущены адвокаты.
Остается только догадываться, какими методами были получены показания для задержания Багаутдиновой. ПЦ «Мемориал» направил заявление с информацией о грубых нарушениях закона, а также с просьбой вмешаться в происходящее в Генеральную Прокуратуру РФ, прокуратуру РД и Уполномоченному по правам человека в РФ.
Всплеск «контртеррористических операций» в Буйнакске, сопровождающихся нарушениями прав человека (незаконные задержания и обыски, подрывы домов семей членов незаконных вооруженных формирований (НВФ), избиения задержанных) наблюдается на протяжении последних четырех месяцев. ПЦ «Мемориал» не может утверждать, причастны ли Ильясов, Магомедов и Исмаилов к деятельности НВФ. Однако стали бы сотрудники СК и МВД использовать пытки и избиения, чтобы получить нужные им показания, имей они веские, убедительные доказательства причастности молодых людей к деятельности боевиков?
Особую тревогу вызывает задержание и обвинение в причастности к деятельности НВФ Заремы Багаутдиновой, которая на протяжении последних месяцев предавала гласности случаи нарушения силовиками закона.