Лепишин Александр Александрович родился 6 октября 1988 года, житель Челябинска, среднее специальное образование, официально на момент ареста не работал, женат. Осужден по ч. 2 ст. 205.5 УК РФ на 3 года колонии общего режима. Под стражей с 25 мая 2016 года.
Шамсутдинов Раис Гильмитдинович родился 27 марта 1990 года, житель Челябинска, высшее образование, занимался ремонтом легковых автомобилей, имеет малолетнего ребенка, женат. Осужден по ч. 2 ст. 205.5 УК РФ на 3 года колонии общего режима. Под стражей с 25 мая 2016 года.
Янбаев Дим Маулитбаевич родился 26 мая 1986 года, житель с. Халитово Кунашакского района Челябинской области, общее основное образование, сантехник, имеет трех малолетних детей, женат. Осужден по ч. 2 ст. 205.5 УК РФ на 3 года колонии общего режима. Под стражей с 25 мая 2016 года.
Описание дела
Трое жителей Челябинской области осуждены за участие в деятельности международной религиозно-политической организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» («Партия исламского освобождения», далее — ХТ), признанной террористической и запрещенной Верховным Судом РФ. Как сказано в приговоре, они с августа 2012 года по январь 2013 вступили в ее ряды в Челябинской области и объединились с другими членами ХТ, ранее осужденными за участие в ее деятельности. Далее, вплоть до своего ареста, они посещали нелегальные собрания ХТ, агитировали других мусульман присоединиться к партии, изучали «идеологические источники, соотносящиеся с деятельностью МТО «Хизб ут-Тахрир», в т. ч. признанные экстремистскими», хранили литературу ХТ. Дим Янбаев «не приостановил свою преступную деятельность» и после ареста и с 25 мая по 10 июня 2016 года призывал к участию в ХТ заключенного челябинского СИЗО.
Раис Шамсутдинов до ареста занимался ремонтом легковых автомобилей. Иллюстрация В. Е. для ПЦ «Мемориал»
25 мая 2016 года Александр Лепишин, Раис Шамсутдинов и Дим Янбаев были задержаны, в их жилищах проведены обыски, изъята литература ХТ.
25 мая 2017 года Приволжский окружной военный суд в составе председательствующего Р. А. Яицкого, судей Ю. В. Клубкова и И. Э. Пака вынес обвинительный приговор.
Подсудимые вину полностью признали и заявили ходатайства о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства, что поддержали гособвинитель и суд.
Государственное обвинение в суде представляла прокурор отдела государственных обвинителей уголовно-судебного управления прокуратуры Челябинской области советник юстиции К. Ю. Афлитонова.
Основания признания политзаключенными
В материалах дела «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» называется международной террористической организацией — в таком качестве она запрещена Верховным Судом РФ 14 февраля 2003 года. Начиная с ноября 2013 года, когда ст. 205.5 («Организация деятельности террористической организации») была введена в российский уголовный кодекс, одного факта присоединения к ХТ или участия в мероприятиях организации стало достаточно для осуждения по террористической статье, санкция которой предполагает даже пожизненное заключение для организаторов «ячеек». Доказывать при этом факты подготовки или осуществления террористических (и каких бы то ни было насильственных) преступлений стало необязательным.
Однако ни в решении Верховного Суда (ВС) о запрете ХТ, ни в материалах уголовных дел, расследовавшихся в России и странах СНГ, нет конкретных фактов, свидетельствующих о террористической или какой-либо насильственной деятельности организации. Также нет данных о причастности партии к деятельности джихадистских групп в Европе или на Ближнем Востоке, более того, организация подвергается критике со стороны радикалов за «уклонение от джихада». По нашей информации, единственной страной помимо России, в которой ХТ запрещена как террористическая организация, является Узбекистан, но и там соответствующее решение суда датировано 2016 годом, то есть появилось после решения Верховного Суда России от 14 февраля 2003 года.
В указанном решении ВС РФ № ГКПИ 03-116 деятельности ХТ посвящены три предложения, в первом из которых декларируется ее цель — создание всемирного исламского халифата, во втором отмечается ведение массированной исламистской пропаганды, в третьем упоминается запрет ее деятельности в Узбекистане и некоторых арабских странах. Данные формулировки сами по себе не могут служить основанием для признания организации террористической, поэтому мы полагаем, что решение Верховного Суда о признании ХТ террористической организацией неправомерно, а следовательно, неправомерно и вменение обвинений в терроризме только на основании членства в ХТ.
Несмотря на то, что программные положения ХТ и тексты, размещенные на интернет-сайтах этой организации, во многом несовместимы с идеями демократии и прав человека в понимании Всеобщей Декларации прав человека и развивающих ее международных актов, а в предлагаемое ХТ устройство будущего Халифата заложена дискриминация по признакам религии и пола, в демократических государствах Северной Америки и Западной Европы, за исключением Германии, ее деятельность легальна и уголовных дел в связи с членством в ней нет. Запрет на деятельность организации в Германии связан с антисемитскими публикациями и высказываниями.
В данном деле, как и в других известных нам делах об участии в ХТ, фигурантам не вменяется подготовка какого-либо теракта или озвучивание террористических угроз: только поиск и убеждение новых сторонников, проведение собраний с чтением и обсуждением литературы ХТ.
Не в первый раз в подобных делах криминализуется применение мер конспирации. Однако ожидание уголовного преследования вовсе не говорит об обоснованности этого преследования.
То, что подсудимые «признали вину» (очевидно, что они сделали это для снижения сроков лишения свободы), не означает правомерность их уголовного наказания.
Более 15 лет «Мемориал» наблюдает за различными формами давления на мусульман в России, фабрикациями уголовных дел по несуществующим преступлениям экстремистской и/или террористической направленности. Государственная пропаганда использует и усугубляет бытовую исламофобию, сращивает ислам и терроризм в сознании обывателя.
Гражданский контроль за такого рода преследованиями минимален, спецслужбы получают возможность многократно завышать показатели раскрываемости (собственную полезность), манипулируют представлениями о террористической угрозе, подменяют реальную антитеррористическую борьбу имитационной. «Раскрытие» серийных дел о членстве в ХТ сейчас предельно упрощено, для достижения «высоких результатов» (десятки осужденных) требуются минимальные усилия. В то же время последние годы именно антитеррористическими соображениями объясняется принятие законов, ограничивающих конституционные права граждан. Таким образом, антитеррористические имитации работают на упрочение субъектами власти властных полномочий.
Согласно международному Руководству по определению понятия «политический заключенный», мы находим, что данное уголовное дело политически мотивировано, создано субъектами власти с целью упрочения властных полномочий. Лишение свободы было применено исключительно по признаку религии — принадлежности к исламу — при отсутствии состава преступления, в нарушение права на справедливое судебное разбирательство, иных прав и свобод, гарантированных Конституцией России, Международным пактом о гражданских и политических правах и Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод.
Правозащитный центр «Мемориал» считает Александра Лепишина, Раиса Шамсутдинова и Дима Янбаева политическими заключенными и требует их освобождения.
Признание людей политзаключенными не означает ни согласия ПЦ «Мемориал» с их взглядами и высказываниями, ни одобрения их высказываний или действий.
Ссылки на публикации:
Дарья Костромина. ПЦ «Мемориал». Цикл обзоров «Уголовные преследования за терроризм в России и злоупотребления со стороны государства» // http://memohrc.org/ru/reports/darya-kostromina-proterroristicheskie-vyskazyvaniya-cikl-obzorov-ugolovnye-presledovaniya-za
ИАЦ «Сова». Александр Верховский. Запрет партии «Хизб ут-Тахрир» в России и его последствия // http://sova-center.ru/misuse/publications/2018/02/d38877
The Insider. Александр Верховский. Массовые аресты, пытки и суровые приговоры для членов «Хизб ут-Тахрир»: чем они провинились? // https://theins.ru/obshestvo/92121
ИАЦ «Сова». Виталий Пономарев. Спецслужбы против исламской партии «Хизб ут-Тахрир» // http://sova-center.ru/religion/publications/2005/02/d3504
Дата обновления справки: 28.03.2019 г.