ПЦ «Мемориал» незаконно ликвидирован. Сайт прекратил обновляться 5 апреля 2022 года
Сторонники ПЦ создали новую организацию — Центр защиты прав человека «Мемориал». Перейти на сайт.
Поиск не работает, актуальный поиск тут: memopzk.org.
Статья УК: 
Написать письмо

127055, г. Москва, улица Новослободская, д. 45, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по городу Москве, Салтыкову Константину Матвеевичу 1998 г. р.

Салтыков Константин Матвеевич

Салтыков Константин Матвеевич родился 3 февраля 1998 года, на момент задержания проживал в Москве, студент II курса факультета истории и политики МГПУ, сторонник Алексея Навального. Обвиняется в преступлении, предусмотренном ч. 1 ст. 318 УК РФ («Применение насилия в отношении представителя власти»), по обвинению в применении неопасного для здоровья насилия к двум сотрудникам полиции во время акции оппозиции 28 января 2018 года. Взят под стражу 28 февраля 2018 года, фактически лишён свободы с 28 января 2018 года.

Полное описание

Описание дела

28 января 2018 года прошла всероссийская оппозиционная акция «Забастовка избирателей», участники которой призывали к бойкоту выборов Президента Российской Федерации, к которым не был допущен оппозиционный политик Алексей Навальный. В Москве данная акция проходила на Тверской улице в центре города и проходила без нарушения общественного порядка и, в целом, без задержаний её участников. Однако, после того, как на Тверской площади появился Алексей Навальный, сотрудники полиции практически сразу начали его задерживать. Один из волонтёров штаба Навального, Константин Салтыков, шедший рядом с политиком, возмутился грубым задержанием и попытался помешать ему, однако сам был задержан и, по утверждению координатора правозащитного направления «Открытой России» Полины Немировской, избит в автозаке.

На следующий день судья Тверского районного суда Алексей Стеклиев приговорил Салтыкова к 15 суткам административного ареста по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ («Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции») и к 30 суткам административного ареста по ч. 8 ст. 20.2 КоАП РФ («Повторное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования»). В обоих случаях было назначено максимально строгое наказание, предусмотренное обеими статьями.

Во время нахождения Салтыкова в спецприёмнике для административно арестованных к нему приходили сотрудники СК РФ, которые сообщили ему, что в его отношении ведётся доследственная проверка по подозрению в совершении им преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 318 УК РФ («Применение насилия в отношении представителя власти», максимальная санкция до 5 лет лишения свободы). По словам Салтыкова, он отказался от общения со следователями в соответствии со ст. 51 Конституции Российской Федерации.

27 февраля 2018 года Салтыкова прямо из спецприёмника доставили в здание СК РФ для проведения следственных действий. В тот же день в его квартире прошёл обыск. 28 февраля 2018 года судья Хамовнического районного суда города Москвы Марина Фильченко избрала в отношении Константина Салтыкова меру пресечения в виде лишения свободы до 26 апреля 2018 года, позже неоднократно продлённую. Хамовнический районный и Московский городской суды отказали Салтыкову в переводе под домашний арест, при том, что прокуратура выступала за смягчение меры пресечения.

29 июня 2018 года Салтыкову было предъявлено обвинение по ч. 1 ст. 318 УК РФ в окончательной редакции. В обвинительном заключении, составленном следователем по особо важным делам СУ по ЦАО ГСУ СК России по г. Москве Талаевой Н.А., ему было инкриминировано то, что якобы он «28.01.2018, в период времени с 14 часов 25 минут до 14 часов 45 минут, на территории, прилегающей к дому   № 12 по ул. Тверская г. Москвы, Салтыков К.М., действуя с целью создания препятствия и недопущения задержания сотрудниками полиции Навального А.А., осознавая, что Головков Е.В. и Махонин А.А. являются представителями власти и исполняют свои должностные обязанности, <…> умышлено создав препятствия для препровождения Навального А.А. к служебному автобусу, схватил Головкова Е.В. за форменное обмундирование и нанес ему (Головкову Е.В.) коленом своей ноги не менее одного удара по бедру его правой ноги, а также оторвал карман его форменного обмундирования.

Непосредственно после этого, Салтыков К.М., отбежав в сторону Махонина А.А., который в это время пытался поместить Навального А.А. в служебный автобус, продолжая свои преступные действия, имея умысел на применение в отношении Махонина А.А. насилия, не опасного для жизни или здоровья, в связи с исполнением тем своих должностных обязанностей, выражающихся в пресечении противоправных действий Навального А.А. и его задержания в связи с совершением им административного правонарушения <…> нанес Махонину А.А. кулаком своей руки не менее одного удара по левой скуловой области лица и не менее двух ударов по спине».

Основания признания политзаключённым

По версии следствия, во время акции 28 января Салтыков якобы причинил двум сотрудникам правоохранительных органов моральный вред, физическую боль и телесные повреждения, не опасные для жизни и здоровья, при этом один полицейский получил кровоподтек на бедре, а другой — кровоподтек и ссадины на лопатке. Нам не известны все аргументы и доказательства защиты, однако уже сейчас мы можем говорить об обоснованных сомнениях в том, что Салтыков в принципе совершал какие-либо действия в отношении полицейских. Учитывая, что видеозапись задержания Навального 28 января 2018 года подтверждает, что агрессивные действия были инициативой полицейских, а не обвиняемого и других лиц на записи, тем более абсурдно утверждать, что какие-либо действия протестующих в этой ситуации могли быть целенаправленными и заранее рассчитанными..

Люди, собравшиеся на Тверской, не проявляли никакой агрессии, и не было никаких оснований препятствовать им выражать свое мнение. Полиция может и обязана защищать право граждан на выражение своих мнений, обеспечивая их безопасность. Поэтому мы считаем, что действия Салтыкова в любом случае нужно оценивать и с точки зрения возможности законного противодействия граждан противоправным действиям сотрудников полиции. Попытка помешать незаконным задержаниям может быть, при объективном рассмотрении, признана законной.

С большой степенью уверенности можно говорить о наличии политического мотива в деле Салтыкова. Так, по информации СМИ и правозащитников, находившихся в зале заседания, прокурор и судья в качестве одного из аргументов в пользу избрания меры пресечения в виде содержания под стражей использовали рапорты ЦПЭ о том, что Салтыков якобы является волонтёром штаба забастовки Алексея Навального и членом оппозиционной организации «Протестная Москва». Дело Салтыкова ведёт следователь Талаева, которая до этого осуществляла уголовное преследование по таким политически мотивированным делам, как дела ИГПР «ЗОВ» и Петра Милосердова, признанных «Мемориалом» политзаключёнными.

Отметим, что уголовное преследование лиц, препятствовавших (практически всегда незаконным) задержаниям других участников оппозиционных митингов и шествий, является частью общей антиправовой практики ограничения права на реализацию ст. 31 Конституции Российской Федерации.

ПЦ «Мемориал», согласно международному Руководству по определению понятия «политический заключённый», находит, что данное уголовное дело является политически мотивированным, направленным на удержание власти субъектами властных полномочий и на недобровольное прекращение или изменение характера публичной деятельности критиков власти. Лишение свободы было применено к Константину Салтыкову исключительно в связи с ненасильственным осуществлением свободы мирных собраний, при отсутствии состава преступления, в нарушение права на справедливое судебное разбирательство, иных прав и свобод, гарантированных Конституцией России, Международным пактом о гражданских и политических правах и Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Лишение свободы явно непропорционально (неадекватно) фактическим действиям, в совершении которых он обвиняется.

Правозащитный центр «Мемориал» считает Константина Салтыкова политическим заключённым и призывает немедленно его освободить.

Мы требуем привлечь к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод участников как протестной акции 28 января 2018 года, так и других мирных митингов.

Признание лица политзаключённым не означает ни согласия Правозащитного Центра «Мемориал» со взглядами и высказываниями признаваемых политзаключёнными лиц, ни одобрения их высказываний или действий.

Адвокаты: Бадамшин Сергей Викторович, Полякова Вероника Валерьевна, Цискаришвили Анри Владленович.

Как помочь

Адрес для писем:

127055, г. Москва, улица Новослободская, д. 45, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по городу Москве, Салтыкову Константину Матвеевичу 1998 г. р.

Электронное письмо можно также отправить платно через систему «ФСИН-письмо» (http://fsin-pismo.ru/client/app/letter/create) или бесплатно через сайт «Росузник» (http://rosuznik.org).

Средства на защиту Константина Салтыкова собирает правозащитный проект «Открытой России» на Яндекс-кошелёк 410015485740704 и карту «Сбербанка» № 4276 3801 2805 3662:

http://pravo-or.org/donation

Публикации в СМИ:

Медиазона. Арест активиста Константина Салтыкова за митинг 28 января // http://zona.media/online/2018/02/28/saltykov-arrest

ОВД-Инфо. Дело Константина Салтыкова // http://ovdinfo.org/story/delo-konstantina-saltykova

Правозащитные и общественные заявления в поддержку политзаключённого:

Алексей Навальный рассказывает о деле Салтыкова // http://youtu.be/P8r0IvJsIQ0?t=1h4m3s

Дата обновления справки: 22.08.2018 г.

Развернуть

Новости по теме

11.09.2018 | 21:34
Правозащитный Центр «Мемориал»