ENG Руководитель — Олег Петрович Орлов, член Совета Правозащитного Центра “Мемориал”, член правлений Российского и Международного обществ «Мемориал», член Экспертного Совета при Уполномоченной по правам человека в РФ  .
Программа работает в зонах массовых конфликтов, которые могут перерасти или уже переросли в вооруженный конфликт, а также в постконфликтных ситуациях, исследуя, как соблюдаются права человека и нормы международного гуманитарного права. Работа «мемориальцев» в «горячих точках» началась в 1990 году, это одна из первых программ Правозащитного центра. 
Сотрудники программы работали во многих зонах конфликтов на территории бывшего СССР: Нагорный Карабах, Азербайджан, Армения, , Грузии Южная  Осетия, Таджикистане (в ходе гражданской войны 1992 года), Молдавии  Приднестровье, в Крыму и на Северном Кавказе.

Именно на Северном Кавказе сосредоточена основная наша работа в последние два десятилетия.   Представительства или юридические приемные ПЦ «Мемориал» работают на постоянной основе в Дагестане, в Ингушетии, в Кабардино-Балкарии и в Чечне. 
В 2008 г. сотрудники программы работали в зоне российско-грузинского конфликта, а с весны 2014 г. регулярно выезжают в зону конфликта на востоке Украины.

Цели:
- борьба против беззакония и нарушений прав человека в ходе вооруженных конфликтов, в том числе при осуществлении государством контртеррористической деятельности;
- содействие работе правовых механизмов в зонах конфликтов; 
- информирование общества о реальной ситуации с правами человека в зоне конфликтов;
- противодействие использованию вооруженных конфликтов и контртеррора для усиления авторитарных и антидемократических тенденций.

Для этого программа:
- Проводит мониторинг в зонах конфликтов.  Постоянное сопоставление информации из разных источников и ее ретроспективный анализ повышает объективность и достоверность наших материалов. 
- Предоставляет российской и зарубежной общественности, политикам, властям, СМИ, международным организациям  информацию о ситуации с соблюдением прав человека и норм международного гуманитарного права в зонах конфликтов, которые исследует программа. Результаты анализа и обобщения собранных материалов ложатся в справки, бюллетени и доклады. 
-  Использует национальные механизмы защиты прав человека, добивается их эффективной работы. Каждый год наши юристы на Северном Кавказе оказывают правовую помощь более тысяче человек, давая консультации, помогая оформлять заявления, жалобы в суды, в органы следственного комитета и прокуратуры, в полицию и органы власти. Наши сотрудники или адвокаты, работающие по соглашению с ПЦ «Мемориал» сопровождают отдельные дела на стадии предварительного следствия и далее в судах. Программа тесно сотрудничает в этой работе с другими программами ПЦ «Мемориал» и дружественными правозащитными НКО:  Комитетом «Гражданское содействие», Сводными мобильными группами правозащитников в Чечне, Комитетом против пыток, Фондом «Общественный вердикт» и др.
- Если не удаётся добиться справедливости на национальном уровне, дело переходит программе «Защита прав человека с использованием международных механизмов» для подготовки жалобы в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Всего на  август 2015 г. ЕСПЧ вынес 74 постановлений по жалобам жителей Северного Кавказа, интересы которого представляли юристы ПЦ «Мемориал». В 63 из них Россия была признана виновной в нарушении статей Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, в большинстве из этих жалоб речь шла о похищениях людей, о бесследном исчезновении задержанных, о незаконном лишении свободы, о пытках, о нерасследовании преступлений. Государство было вынуждено выплатить заявителям компенсацию.
Программа в своей работе исходит из того, что:
1. Объективная и полная информация о нарушениях прав человека в «горячей точке» может прямо влиять на развитие ситуации вокруг конфликта. Напротив, отсутствие информации, ложь, домыслы обычно способствуют эскалации. А привлечение внимания общественности и политиков к нарушениям прав человека в зонах конфликтов может предотвратить сползание к вооруженному противостоянию. В тех случаях, когда столкновения уже начались, объективная информация о нарушениях прав человека  крайне важна  для предотвращения спекуляций на этой теме, ведущих к дальнейшей эскалации. Кроме того, информация необходима и тем, кто пытается способствовать прекращению вооруженного конфликта и снижению уровня ожесточенния сторон. 
2. Грубые нарушения закона в ходе контртеррористических операций в долговременной перспективе лишь способствуют росту террористической активности. Мы  помогаем государству в борьбе с терроризмом, заставляя вращаться «ржавые колёса» российской правовой системы.. Ведь каждый раз, когда преступник в погонах уходит от ответственности, когда задержанный силовиками человек бесследно исчезает, когда арестованного пытают, когда суд выносит обвинительный приговор по сфальсифицированному делу, пропагандисты подполья получают новые аргументы: мол, у жертв и их родственников нет иной возможности защитить свои попранные права, кроме как взяв в руки оружие. Распространенная и систематическая практика фальсификации уголовных дел опасна не только тем, что осуждают невиновных. Настоящие террористы при этом остаются на свободе и продолжают свою деятельность. Заведомо ложная информация из фальсифицированных дел получает официальный статус, дезориентирует и, в конечном счете, делает неэффективной борьбу с терроризмом. 
3. Мир и стабильность неразрывно связаны с соблюдением прав человека, - мы много лет повторяли это, обращаясь к российскому обществу и властям разных уровней. 
Вопреки распространенному мнению о невозможности сделать что-либо в современной России, нам удавалось не только помогать отдельным людям, но и влиять на государственную политику в области контртеррора, доказывая преимущества методов «мягкой силы», основанных на соблюдении закона и прав человека. Правозащитникам удалось заставить власть услышать наши доводы, и в 2009-2012 годах в некоторых регионах Северного Кавказа начал проводиться в жизнь «новый курс», нацеленный на соблюдение законности в ходе контртеррора, на диалог с различными слоями общества, на взаимодействие с правозащитниками. Были созданы Комиссии по адаптации к мирной жизни боевиков и их пособников, готовых сложить оружие. Работа этих комиссий, при всех издержках, давала положительный эффект. Налаживалось взаимодействие общественных правозащитных структур с государственными органами. При  участии властей начался диалог между представителями различных религиозных течений внутри Ислама.
Этот курс давал результаты:  изменился тренд, – от роста активности боевиков и потерь силовиков к снижению (прежде всего в Ингушетии, превратившийся в самый спокойный регион Северного Кавказа, в меньшей мере в Дагестане).  Появилась надежда, что получит дальнейшее развитие новый курс власти на использование «мягкой силы», на отказ от ставки исключительно на государственный террор.
Но этот курс проводился непоследовательно, наталкивался на мощное сопротивление со стороны как государственных силовых ведомств, не желающих отказываться от привычных методов, так и вооруженного подполья, поскольку в перспективе уменьшал мобилизационную базу боевиков среди населения. 
С 2013 года началось свертывание «нового курса». Возможно,  это было связано с проведением Зимних Олимпийских игр  в Сочи – силовики смогли убедить руководство России в том, что более надёжна опора на применение «грубой силы»,  часто незаконной. В итоге, на фоне нарастающей в стране истерии в связи с событиями в Украине, на Северном Кавказе основным трендом стало возвращение к методам государственного террора.  Нампредставляется важным обращать внимание общества, СМИ, властей РФ, международных организаций на негативные последствия подобного образа действий  для ситуации с правами человека и стабильности в регионе. 
Одновременно с продолжением работы на Кавказе программа выпустила ряд докладов по итогам поездок сотрудников в зону конфликта на востоке Украины. 
Контакты:
(495) 225-31-18
[email protected]

Open full text

News of Human Rights Centre

23.11.2021 | 10:54

On November 18, 2021 a press conference "Lawsuits to liquidate Memorials: absurd, illegal, and dangerous for civil society" was held in Moscow

22.10.2020 | 13:29

Sentence Highlights Politically Motivated Persecution

12.10.2020 | 10:47

Dursoltan Taganova Risks Arbitrary Detention, Torture if Returned Home

8.09.2020 | 10:39

The Authorities Fear Street Demonstrations

Publications

Multimedia