Дело: Батукаев Умар Абдул-Рашидович

Дело о терактах в День Победы в Москве и о покушении на Кадырова. 

Родился в 1984 году в Казахстане, последние 15 лет живет в Москве.
На момент ареста являлся студентом 5-го курса Московской академии экономики и права.
Вероисповедание – мусульманин, национальность – чеченец.
Обвинялся по статьям 205 (терроризм) и 222 (хранение оружия и боеприпасов), впоследствии к обвинению добавилась ст. 277 – «Подготовка покушения на государственного или общественного деятеля».
Был арестован в Москве 8 мая 2007 года по подозрению в подготовке теракта на празднованиях Дня Победы в Москве, в ходе следствия появилось новое обвинение – в подготовке покушения на президента Чечни Рамзана Кадырова.
2 апреля 2009 года осужден к 5 годам общего режима, полностью отбыл срок, освободился в мае 2012 года. 
Виновным себя не признает.
Адвокат – Мурад Мусаев.

Полное досье

Признание лица политзаключённым не означает ни согласия ПЦ «Мемориал» со взглядами и высказываниями признаваемых политзаключёнными лиц, ни одобрения их высказываний или действий.

По данному делу также проходят Мусаев Руслан Балавдыевич и Хамиев Лорс.

Также, предположительно, в розыске по этому делу находится Адам Осмаев, 24-летний московский чеченец, закончивший вуз в Великобритании и работавший топ-менеджером одной из торговых компаний. Какими доказательствами его вины располагает следствие, не известно даже его адвокатам. Они говорят, что он просто дружил с ранее задержанными чеченцами.

Мы полагаем, что основания предполагать фальсификацию дела дает подчеркнутая нелепость действий подозреваемых, нарушения законности при ведении следствия (в частности – длительное содержание под стражей без предъявления обвинения), максимальная «засекреченность» следствия, дополнение обвинения подготовкой покушения на Рамзана Кадырова, который даже и не планировал присутствовать в Москве на праздновании Дня Победы. Целью возможной фальсификации мы видим желание спецслужб «предотвратить» и разоблачить громкое преступление, укладывающееся в концепцию «чеченского следа».

По первоначальной версии следствия «Умар Батукаев, Руслан Мусаев, Лорс Хамиев, а также неустановленные следствием лица создали оргпреступную группировку для совершения терактов в Москве. Они приобрели компоненты взрывного устройства, которое установили в ВАЗ-2107. Машину обнаружили и 9 мая обезвредили сотрудники ФСБ». Как передали СМИ, взрывное устройство мощностью в 7 кг пластита было смонтировано в спинке заднего сиденья автомобиля "ВАЗ-2107" с московскими номерами. В багажнике автомобиля обнаружен осколочный поражающий элемент в виде шариков., также в машине находилась 20-литровая канистра бензина. По данным "Вестей", взрывное устройство не было приведено в боевое положение, однако злоумышленники могли сделать это в считанные минуты.

Национальный антитеррористический комитет выступил со специальным заявлением о том, что в рамках мероприятий по обеспечению безопасности майских праздников ФСБ России пресекла деятельность террористической группы, планировавшей совершить крупный теракт в Москве.

По сообщениям СМИ 8 мая 2007 года во дворе жилого дома № 26/44 по улице Профсоюзная был обнаружен автомобиль ВАЗ-2107 с оружием и боеприпасами, принадлежащий некоему Чингизу Гишаеву. В тот же вечер по подозрению в организации теракта было задержано несколько молодых людей чеченской национальности. В том числе и Умар Батукаев и Руслан Мусаев. Батукаев был, предположительно, арестован в связи с тем, что принадлежавшая ему заминированная машина,  стояла на парковочном месте, отнесенном ко квартире Хамиева, а в машине был обнаружен страховой полис, согласно которому Хамиев имел право на управление этим автомобилем. Далее (по некоторой информации – ранее)  в Грозном был арестован Лорс Хамиев.

В тот же вечер в квартире Батукаевых многочисленными сотрудниками ФСБ был произведен тщательный обыск, однако ничего противозаконного обнаружено не было. Обыски были проведены и в квартирах других чеченских семей.

10 мая Лефортовский суд избрал по ходатайству ФСБ мерой пресечения в отношении Умара Батукаева и Руслана Мусаева содержание под стражей. Такая мера пресечения была избрана Батукаеву с учетом того, что он подозревается в подготовке особо тяжкого преступления и на момент задержания находился в розыске за уклонение от военной службы (впрочем, впоследствии выяснилось, что Батукаев не мог скрываться от воинской службы, поскольку обучался на дневном отделении ВУЗа и имел право на отсрочку). Суд также счел, что, находясь на свободе, Мусаев может скрыться от следствия, повлиять на ход расследования, а также воздействовать на свидетелей. «Суд не находит оснований для избрания меры пресечения, не связанной с лишением свободы», – отметила судья. Мусаева и Батукаева подозревают в хранении взрывных устройств и приготовлении к теракту по поручению Хамиева.
В суд подозреваемые были доставлены с мешками на головах, в процессе Руслан Мусаев потерял сознание и упал с лестницы. По заявлениям родственников, в изоляторе задержанных заставили принять неизвестные одурманивающие таблетки.

23 мая 2007 года Мосгорсуд признал законным выдачу санкции на арест Умара Батукаева - второго подозреваемого по дела о подготовке теракта в Москве на майские праздники, передает корреспондент РИА Новости.
Таким образом, суд отказал в удовлетворении кассационной жалобы защиты, которая настаивала на отмене решения Лефортовского суда Москвы как незаконного и необоснованного.  Мосгорсуд оставил в силе и решение об аресте Руслана Мусаева, также проходящего в качестве подозреваемого по данному делу.

4 июля 2008 года Лефортовский суд продлил содержание обвиняемых под стражей до 8 октября. Им предъявили еще одну – достаточно редко встречающуюся, статью УК РФ – 277 (подготовка покушения на государственного или общественного деятеля).
Следователи считают, что Хамиев, Батукаев и Мусаев готовили теракт против президента Чечни Рамзана Кадырова.
Адвокаты дали подписку о неразглашении, поэтому неизвестно, чем следствие аргументирует это малоправдоподобное обвинение. Из сообщений прессы известно, что 9 мая 2007 года Кадыров собирался быть в Грозном, поэтому кажется сомнительным, чтобы «злоумышленники» планировали совершить против него покушение в этот день в Москве. По версии защиты, новое обвинение выдвинуто для того, чтоб лишить обвиняемых помощи и поддержки со стороны Кадырова, за которой к нему обратились их родственники.

В начале декабря Лефортовский суд Москвы продлил на два месяца срок содержания под стражей Умару Батукаеву и Руслану Мусаеву. Тем самым суд удовлетворил ходатайство Следственного комитета ФСБ РФ о продлении срока содержания под стражей до 8 марта 2008 г. Это было четвертое продление срока содержания под стражей.
3 сентября 2008 г. Мосгорсуд продлил Лорсе Ханиеву срок ареста до 5 ноября, а Умару Батукаеву и Руслану Мусаеву — до 8 ноября, а 1-го ноября - Обвиняемому Лорсу Хамиеву суд продлил срок ареста до 5 января, а Умару Батукаеву и Руслану Мусаеву - до 8 января.
В конце октября 2008 года адвокат Мурад Мусаев сообщил прессе, что следствие по делу закончено, в декабре, как ожидается, оно будет передано в суд. По словам Мурада Мусаева, защита практически ознакомилась со всеми материалами.

Многие правозащитники полагают, что дело было сфабриковано по национальному признаку – под подозрение Умар и его товарищи попали именно потому, что являются чеченцами. Так, сразу по обнаружении заминированного автомобиля в Москве были задержаны ингуши Магомед Озиев и Руслан Эсмурзиев, а также чеченцы Умар Батукаев и Адам Дамхажиев. В Грозном был задержан владелец "Жигулей" Лорс Хамиев. Одновременно в в Москве взяли под стражу его родственника Руслана Мусаева.
Также были отмечены нарушения в ходе задержания и последующих следственных действий.
Вслед за задержанием в квартире родителей Батукаева сотрудниками 3-го отдела ФСБ был в ночь с 8 на 9 мая произведен обыск. В мотивировочной части постановления о производстве обыска, по утверждению матери Батукаева, было указано, что Умар долгое время занимается сбором оружия для воюющих сепаратистов Чечни. Обыск продолжался восемь часов, в качестве понятых были привлечены соседи.
По мнению очевидцев, сотрудники ФСБ были убеждены, что в квартире будет найдено что-либо противозаконное, человек, руководивший обыском, в какой-то момент сообщил, что вскоре подъедут еще сотрудники на автобусах, чтоб вывезти обнаруженное. Очевидцы предположили, что речь идет о крупной партии оружия. Однако через некоторое время руководитель позвонил кому-то по телефону и отменил приезд автобуса.
Ничего противозаконного в квартире Батукаевых после восьми часов ночного обыска найдено не было, однако сотрудники ФСБ изъяли записные книжки членов семьи и мобильный телефон Умара. Мать была уверена, что после этого сына отпустят, как отпустили знакомого Умара по имени Адам: о его освобождении договорился приехавший отец. Однако Умар Батукаев не был освобожден.

Адвокат Батукаева считает, что обвинение не нашло прямых доказательств вины его подзащитного и «построено исключительно на предположениях следователей». «Все обвинение это ноль без палочки, и я руку даю на отсечение, что у следствия ничего нет».

Комментарии

Правозащитница Светлана Ганнушкина не верит в обоснованность обвинений молодых чеченцев в подготовке теракта на майские праздники в Москве. Об этом Ганнушкина, председатель комитета «Гражданское содействие» и член Совета Правозащитного центра «Мемориал», – заявила в интервью корреспонденту «Кавказского узла».
«По моему впечатлению - обвинение ложное. Очередная фальшивка, которая организуется ФСБ. Я не могу утверждать, что это так –  понятно, я не проводила следствие. Но, например, при обыске в московской квартире Батукаевых ничего предосудительного не изъяли. Если там был штаб террористов, то не могли там ничего не найти», – говорит Ганнушкина.
«Мы знаем описание того, как проходило судебное заседание по избранию меры пресечения Умару Батукаеву и Руслану Мусаеву, когда задержанных привезли в суд в невменяемом состоянии, чем-то «накачав»,  – вспоминает собеседница. По её мнению, данное уголовное дело начинает напоминать знаменитое дело Зары Муртазалиевой, в фабрикации которого правозащитники не сомневаются.

31 мая Светлана Ганнушкина во время посещения Чечни совместно с председателем Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, членом которого она является, встречалась в здании Чеченского госуниверситета (ЧГУ) в Грозном с дядей Умара Батукаева. Профессор ЧГУ уверял московскую правозащитницу в невиновности своего племянника.
«В парламенте Чечни тоже говорят что семья Батукаевых – всеми уважаемая, совершенно мирная семья. Депутаты обратились с письмом к властям России с просьбой защитить этого молодого человека. Там говорится, что семья Батукаевых работает на благо Чечни, настроена политически совершенно иным образом, не только к боевым действиям, но и к сепаратизму не имела отношения. Это ясно: ведь, не воевать пошли, а в Москву уехали. Это дело вызывает большие сомнения», – сказала г-жа Ганнушкина.
По мнению Ганнушкиной, задержание Батукаева очень похоже на фальсификацию. «Родственники Батукаева просят о максимальной гласности, привлечении внимания прессы и общественности к происходящему, – отмечает правозащитница. – Так не ведут себя люди, связанные с какой-то нелегальщиной».

Как сообщила С. Ганнушкиной мать задержанного Умара Батукаева, ее сын не был связан с вооруженной оппозицией Чечни, на момент задержания он готовился к защите диплома. Батукаев является студентом 5 курса юридического факультета Московской академии экономики и права. 8 мая около 20 часов Умар, направляясь на собственном автомобиле на встречу с друзьями, заметил движущийся за ним неотрывно другой автомобиль. Остановив машину, он вышел и спросил, ведется ли за ним преследование и чем оно вызвано. Люди, находившиеся в подозрительной машине, предъявили удостоверения сотрудников ФСБ и задержали Батукаева.

По мнению Ганнушкиной, то, что Батукаев вышел из машины и обратился к преследователям с вопросом, обескуражило их, и в его автомобиле не было обнаружено ничего противозаконного. Задержание было произведено в 20 часов 20 минут. (Отметим: прежде веб-издание NEWSru.com cообщало, что Батукаев был задержан в Москве 8 мая в 23:15, а некоторые источники утверждают, что он был задержан дома).

Правозащитники из движения «За права человека» сообщают, что к ним поступило обращение от родителей Умара Батукаева. Они рассказали, что, когда увидели сына, он был совершенно в неузнаваемом состоянии – «со следами избиений, не мог стоять на ногах, производил впечатление одурманенного» –  так сказано в письме родственников задержанного.

Версии об инсценировке приготовлений к теракту и фальсификации дела придерживаются также в своих материалах журналисты Зоя Светова и Вадим Речкалов.

— Ссылки —

2007-05-15
Зоя Светова. А были ли террористы? 
(Ежедневный журнал)

Развернуть