9 ноября 2012 года в столице Республики Марий Эл Йошкар-Оле были задержаны три активиста «Левого Фронта», а именно Павел Толмачёв, Андрей Свистунов и несовершеннолетний Иван Мосунов (его местонахождение с тех пор соратникам неизвестно), у них дома были проведены обыски, как заявляют активисты, без постановления суда. Свистунову было объявлено, что он подозревается в оправдании терроризма в социальной сети «ВКонтакте». Под публичным оправданием терроризма подразумевался интерес к истории следующих недействующих в России (и, тем более, в Марий Эл) леворадикальных организаций: «Красные бригады» (Италия), «Фракция Красной Армии» (ФРГ), «Красная Фаланга» (Бразилия), Народный Фронт Освобождения Палестины, Ф.А.Р.К. (Колумбия). Также интерес борцов с экстремизмом вызвали рассуждения Свистунова о том, что на территории Северного Кавказа, возможно, действует национально-освободительное движение, которое не могло там появиться в период существования СССР.
12 ноября Следственный отдел по г. Йошкар-Ола Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Марий Эл официально сообщил о возбуждении уголовного дела по ч. 2 ст. 205.2 УК РФ («Публичное оправдание терроризма с использованием средств массовой информации»), в отношении Андрея Свистунова была выбрана мера пресечения в виде подписки о невыезде. Расследование проводится в связи с тем, что, якобы, «с августа по октябрь 2012 года в социальной сети «ВКонтакте» размещены адресованные неограниченному кругу лиц текстовые сообщения, оправдывающие терроризм. В них высказывается недовольство существующим порядком управления и оправдание насильственного способа его изменения». В 2013 году дело было прекращено за отсутствием состава преступления, но возобновлено 13 февраля 2014 года; 7 мая 2015 года стало известно о повторном закрытии дела.
Основания признания лицом, преследуемым по политическим мотивам: уголовное дело представляется политически мотивированным и связанным с тем, что Андрей Свистунов является координатором отделения «Левого Фронта» в Республике Марий Эл, в отношении активистов которого с лета 2012 года идёт репрессивная кампания. Есть основания предполагать, что уголовное дело в Марий Эл было возбуждено с целью оказания давления на одну из наиболее активных в регионе оппозиционных организаций. Свою роль могло сыграть и участие Свистунова в деятельности профсоюзного и марийского национально-религиозного движения. Вместе с тем, обвинение активистов ЛФ, ведущих принципиально ненасильственную политическую деятельность, в призывах к массовым беспорядкам и в оправдании террористической деятельности, очевидно, связано и с делом «Анатомии протеста-2», в рамках «расследования» которого Следственный Комитет РФ пытается доказать существование разветвлённой экстремистской сети.
С самого начала в уголовном преследовании Толмачёва и Свистунова принимает участие республиканский Центр «Э», дело ведётся с процессуальными нарушениями, не существует никаких доказательств того, что некие призывы в соцсетях могли привести к массовым беспорядкам в республике или способствовали усилению угрозы терроризма. Материалы, размещённые Свистуновым в социальных сетях, не носили характер призывов к совершению противоправных действий, а были связаны с интересом активиста к леворадикальным организациям (насильственные методы борьбы, характерные для некоторых из них, Свистунов оценивал критически). С нашей точки зрения, дело Толмачёва относится к категории «Дела гражданских активистов».
Признание лица политзаключённым не означает ни согласия ПЦ «Мемориал» со взглядами и высказываниями признаваемых политзаключёнными лиц, ни одобрения их высказываний или действий.
Андрей Свистунов вину отрицает, считает, что его дело фальсифицировано и политически мотивировано.
Дата обновления справки: 10.05.2015 г.