Если их жалоба будет коммуницирована — закон уже невозможно будет применять В прошедшую среду 11 российских правозащитных организаций подали жалобу в Европейский суд. Это — первое солидаризированное действие против ФЗ «Об иностранных агентах». Заявители указывают, что данный закон
Если их жалоба будет коммуницирована — закон уже невозможно будет применять
В прошедшую среду 11 российских правозащитных организаций подали жалобу в Европейский суд. Это — первое солидаризированное действие против ФЗ «Об иностранных агентах». Заявители указывают, что данный закон нарушает четыре статьи Европейской конвенции по правам человека (10, 11, 14 и 18).
Помимо Конвенции закон об агентах нарушает Конституцию РФ. Но доказать это на бумаге (в виде решения Конституционного суда) на данный момент не представляется возможным. В Конституционный суд можно обращаться только тогда, когда появится конкретный пострадавший от закона.
В этом смысле Страсбургский суд, давно уже ставший последним убежищем от российского правосудия, предлагает большое пространство для маневра. То есть дает возможность избежать напрасных жертв.
11 заявителей в Страсбург представляют самые известные правозащитные организации России.
Основатели этих организаций — Людмила Алексеева, Светлана Ганнушкина, Олег Орлов, Арсений Рогинский — это «золотой фонд» российского правозащитного движения. Наряду с нашими учеными, музыкантами, писателями, спортсменами эти люди являются самыми достойными представителями страны. Ими восхищается, их уважает весь мир.
С ноября прошлого года они де-факто объявлены в России «иностранными агентами».
Охота на ведьм, правда, носит пока босяческий характер: молодые кремлевские хулиганы малюют на стенах неприличные надписи и проводят под заботливым присмотром полиции пикеты против «врагов народа, продавших Родину». А вот Минюст — профильное ведомство, курирующее российские НКО, — категорически отказался применять закон на практике. Министр юстиции Александр Коновалов выступил в Госдуме и заявил: «Закон об агентах противоречит духу законодательства об НКО». Ну и послал Госдуму в Минфин и в суд. То есть: вам надо — вы и занимайтесь инквизицией.
Однако 11 заявителей в Страсбург считают, что позиция Минюста в любой момент может измениться. Один из правозащитников сказал: «Отставка Коновалова станет сигналом к началу активных карательных действий». Именно поэтому российские правозащитные организации совместно с Европейским центром защиты прав человека (Лондон) подали эту превентивную жалобу и попросили Страсбургский суд рассмотреть ее в приоритетном порядке.
Олег Орлов, представляющий правозащитный центр «Мемориал», сказал: «Под удар попали в первую очередь региональные правозащитные организации. Они абсолютно не защищены, закрыть их легче, чем нас. Наша жалоба — это своего рода охранная грамота. Если она будет признана приемлемой, то сразу начнется процесс коммуникации. То есть правительство вынуждено будет участвовать в этом процессе в качестве «ответчика». Это очень важно, потому что в этот момент власти уже не смогут применять закон об агентах к российским правозащитным организациям. Потому что применение закона будет в этом контексте означать автоматический проигрыш правительства в Европейском суде».
Фуркат Тишаев, участвовавший в написании жалобы в группе юристов ПЦ «Мемориал», сказал: «Очень много зависит от решения ЕСПЧ и от того, как именно оно будет сформулировано. Но прецеденты такого рода в Страсбургском суде были, и положительные решения по таким жалобам приводили в том числе к отмене абсурдных национальных законов».
Источник: Новая газета. 2013. 9 февраля.