Александр Черкасов и адвокаты Илья Новиков и Михаил Бирюков о начале процесса по иску о ликвидации
В Московском городском суде 23 ноября начались одни из самых резонансных слушаний последнего времени: прокуратура Москвы просит ликвидировать правозащитный центр «Мемориал»*. Московская прокуратура выступила в связке с Генеральной — та, в свою очередь, обратилась в Верховной суд, с иском о ликвидации уже «Международного Мемориала»*. Это заседание состоится 25 ноября. Ну а что касается заседания, которое прошло 23 ноября, то оно было коротким и продолжится на следующей неделе, 29 ноября.
«Из общих наблюдений: мы имеем дело с той же бригадой, пока в единственном числе, но я думаю, что на заседание подтянутся другие коллеги, бригадой московской прокуратуры, которая занималась ликвидацией ФБК*. И рабочий стиль, который нам сейчас демонстрируют, заключается в том же самом: суду все должно быть ясно, прокуратура представила все, что хотела, ответчику кажется, что чего-то не хватает. Я не уверен, то мы должны трактовать как хороший знак то, что суд согласился с позицией защиты, но давайте посмотрим, как будет дело развиваться дальше», — сказал один из адвокатов «Мемориала» Илья Новиков.
«Иск прокуратуры страдает такими погрешностями, такими пробелами, что даже дополнение материала, которое мы истребовали сегодня в судебном заседании, не поправит дело и нам свою позицию предстоит отстаивать в следующем заседании по существу», — сообщил адвокат Михаил Бирюков.
Обсудили также в студии Дождя сегодняшнее заседание более подробно с председателем совета правозащитного центра «Мемориал»* Александром Черкасовым.
«По двум позициям суд удовлетворил ходатайство наших адвокатов, потому что в представленных материалах отсутствовали два, по крайней мере, важных массива документов. Первое — нас обвиняют в том, что мы систематически не исполняем закон об иностранных агентах в части маркировки, но приложенные материал не содержат сведений о том, что мы их сразу маркировали, как только нам было указано, что нужно маркировать. И это есть в делах, которые прокуратура не подала в суд. Второе — претензии по поводу признаков оправдания экстремизма и терроризма основаны на некоторой экспертизе универсальных специалистов в области всех наук, которая была сделана в ходе проверки, которую прокуратура Москвы проводила год назад. Проверка и писание таких актов должны быть на каком-то основании. Никаких документов относительно того, на каком основании и что прокуратура год назад проверяла, также представлено не было», — рассказал Черкасов.