Контекст обвинений
Несколько лет Алфёров вёл собственный видеоблог и участвовал в наполнении YouTube-канала «Враг свинособак» (сейчас переименован в «Сказочный Кузбасс»). По словам Алфёрова, этот канал администрировал не он, а группа его единомышленников, тогда как он лишь иногда публиковал там свои сюжеты. Видеосюжеты часто были посвящены свободе собраний в регионе, коррупции местных и федеральных чиновников и работе силовиков. Он также не раз участвовал в судах в качестве защитника кемеровских активистов.
С 2018 года по настоящее время на Михаила Алфёрова за его активистскую и блогерскую деятельность, по его словам, было заведено 22 дела об административных правонарушениях и назначено в общей сложности 60 суток административных арестов, а также штрафов на 150 тысяч рублей. В распоряжении ПЦ «Мемориал» имеются материалы, подтверждающие решения по административным делам, которыми Алфёрову назначено 46 суток арестов, 75 000 рублей штрафов и 256 часов обязательных работ.
В качестве примера можно привести решение суда, оштрафовавшего Алфёрова на 30 000 рублей по ч. 3 ст. 20.1 КоАП за «распространение в сети Интернет информации, выражающей в неприличной форме неуважение к органам, осуществляющим государственную власть» потому, что в одном из своих роликов он показал сделанную на снегу надпись «Путин-вор».
Дело об оскорблении представителя власти
10 июля 2018 года Кировский районный суд Кемерово назначил Михаилу Алфёрову 160 часов обязательных работ за видео о митинге против депутата Амана Тулеева, который более 20 лет был губернатором Кемеровской области. Суд усмотрел, что блогер призывает прийти на несогласованную акцию и вменил ему повторное нарушение правил проведения акции (ч. 8 ст. 20.2 КоАП).
Административный протокол с нарушениями оформляла сотрудница полиции Н.М. Евдокимова, впоследствии перешедшая на работу в ЦПЭ. Она же, по мнению Алфёрова, сфальсифицировала справку оперативно-розыскного мероприятия, подготовленную ею для ранее заведённого на Алфёрова дела по ст. 297 УК («Неуважение к суду») (дело впоследствии было закрыто судом). Алфёров подал заявление в СК о действиях Евдокимовой, на его взгляд, попадающих под статьи УК, а также рассказал об этом в двух видеосюжетах на YouTube-канале «Михаил Алфёров».
3 апреля 2020 года по рапорту об обнаружении признаков преступления, составленному самой Евдокимовой, было возбуждено уголовное дело по ст. 319 УК РФ («Оскорбление представителя власти»). 19 июня 2020 года таким же образом было возбуждено второе дело по ст. 319 УК РФ за второй видеосюжет.
Обвинение утверждает, что Алфёров «21.11.2019 разместил в сети видеозапись под названием «#свиномусоры#свинофицируют#свинофикацию», содержащую высказывания, представляющие собой речевые акты понижения статуса и обвинения, смежные с речевым актом оскорбления, унижающие честь и умаляющие достоинство Евдокимовой Н.М. и 02.03.2020 — видеозапись «уголовное дело №3 на подходе путинский рейх обыкновенный das putin's reich», содержащую высказывания, имеющие негативную оценку лица, названного «Евдокимова», которые можно расценить как оскорбляющие Евдокимову Н.М.».
В настоящий момент все видео старше одного года с канала удалены. Однако, ПЦ располагает одним из этих видео («#свиномусоры#свинофицируют#свинофикацию»). На нем Алфёров, разоблачая сотрудницу полиции, по его мнению, нарушившую несколько законов и статей УК, нелестно отзывается о её внешности и называет её «существом». Показывая фрагмент видеозаписи, на котором Евдокимова составляет на него протокол, он комментирует кадры словами: «то ли пьяная, то ли обкуренная, постоянно хихикает, харя распухшая, форменной одежды нет». Иных определений в адрес Евдокимовой в получасовом ролике мы не обнаружили, кроме объяснений, в чем, на взгляд Алфёрова, она нарушала законы.
Дело о реабилитации нацизма
13 августа 2020 года Алфёрова был обвинён и оштрафован на 30000 рублей по административной статье «Мелкое хулиганство» за публикацию ролика «#9 #мая #день #победы #Кемерово #Кузбасс #2020». В ролике Алфёров гуляет по Кемерово 9 мая и рассуждает о внешнем виде города и о том, как городское пространство украсили к Дню Победы. Как следует из постановления суда, сотрудник местного Центра «Э» проводил мониторинг социальных сетей и обнаружил ролик Алфёрова. Силовик составил рапорт, в котором указал, что автор ролика, находясь в публичном месте, «публично высказался словами, относящимися к ненормативной лексике». Суд счёл, что Алфёров допустил в ролике «публичные высказывания, оскорбляющие человеческое достоинство и общественную нравственность» (ч.3 ст. 20.1 КоАП).
Как выяснилось позднее, 15 июля 2020 года в связи с этим же роликом на Алфёрова было заведено уголовное дело по ч.3 ст. 354.1 УК («Реабилитация нацизма. Распространение выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, осквернение символов воинской славы России, оскорбление памяти защитников Отечества либо унижение чести и достоинства ветерана Великой Отечественной войны»). Дело возбудил и ведёт следователь по особо важным делам СУ СК РФ по Кемеровской области Е.В.Поморцев.
Обвинение утверждает, что:
«...желая повлиять на точку зрения пользователей сайта «Youtube» на события Второй мировой войны, ... проявляя явное неуважение к обществу, с целью реабилитации нацизма, то есть, публичного распространения выражающих явное неуважение к российскому обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, а равно осквернения символов воинской славы России, связанных с празднованием Дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне, демонстрируя пренебрежительное отношение к Дню Победы, ... опубликовал видеозапись, содержащую слова («победобесные тряпки», «навешали этих тряпок», «Колорадо», «на победобесии, на праздновании исторической ошибки», «дедов на палках к окну поставили»), выражающие неуважение к дням воинской славы и памятным датам России, а также к способу их празднования, путём осквернения символов воинской славы России (СССР): Знамени Победы, «Георгиевской ленты», а также способа почитания ветеранов Великой Отечественной войны».
Базой для доказательства вины является сделанная в Кемеровском государственном университете историко-психолого-лингвистическая экспертиза, которая дала следующие ответы на вопросы следствия (дословно):
«1. Искажения исторических фактов и распространения ложных с исторической точки зрения сведений в представленном ролике не имеется. Из отмеченных в ролике символов воинской славы России (Советского социалистического союза СССР) официальным является только Знамя Победы. «Георгиевская ленточка» официальным символом Победы не является.
2. В представленном ролике реализуется осознаваемое коммуникативное намерение автора - выражение недовольства организацией и формой празднования Дня Победы в г. Кемерово 9 мая 2020 года.
3. В представленном ролике не содержится высказываний или изображений, направленных на унижение достоинства человека, либо группы лиц по признаку принадлежности к какой-либо социальной группе.
4. В представленном видеоролике имеются слова и высказывания, выражающие неуважение к дням воинской славы и памятным датам России, а также к способу их празднования. В вербальной (речевой) форме выражаются осквернение символов воинской славы России (Советского социалистического союза СССР): Знамени Победы, Георгиевской ленты, а также способа почитания ветеранов Великой Отечественной войны.
5. В видеоролике и тексте стенограммы выражаются сведения о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с зашитой Отечества, и вербальное осквернение символов воинской славы России (Советского социалистического союза СССР) в форме утверждения».
11 ноября 2020 года дело о реабилитации нацизма было объединено с двумя делами об оскорблении представителя власти.
Дело об экстремизме (возбуждении ненависти либо вражды)
1 июля 2021 года на Алфёрова завели (постановление подписано зам. руководителя следственного отдела подполковником Ухановым И.И.) ещё одно дело — по ст. 282 УК РФ о возбуждении ненависти или вражды в отношении социальных групп «правоохранительные органы» и «судебные органы».
Поводом послужило видео «Алексей Навальный арестован», опубликованное на канале «Враг свинособак». Сейчас оно переименовано и доступно на канале «Сказочный Кузбасс». В ролике воспроизводятся фрагменты видео, записанного Алексеем Навальным перед возвращением в Россию, с закадровым комментарием Алфёрова об аресте Навального.
Именно по этому делу Алфёров был задержан 5 июля 2021 года, а 9 июля Кировский районный суд Кемерово (судья Дубешко Д.А.) выбрал мерой пресечения домашний арест.
Для привлечения по ст. 282 УК рФ необходимо, чтобы обвиняемый был ранее в течение года привлечён по аналогичной административной статье. В августе 2020 года Кировский районный суд Кемерова назначил Алфёрову 96 часов обязательных работ, штраф в 30 000 рублей и 11 суток административного ареста по трём протоколам о возбуждении ненависти в интернете в отношении сотрудников МВД (ст. 20.3.1 КоАП) за публикации видеосюжетов о полицейских.
В качестве доказательства следствие ссылается на лингвистическую экспертизу экспертно-криминалистического центра ГУ МВД по Кемеровской области.
Особое внимание у экспертов вызвала фраза Алфёрова: «Носители погон и мантии в России представляют собой большую опасность, нежели уличные грабители. От вторых вы можете отбиться самостоятельно, а от первых — нет».
Разъясняя смысл высказываний Алфёрова, эксперты пишут: «...по мнению адресанта, представители правоохранительных органов публично (открыто) превышают должностные полномочия, тем самым безнаказанно (произвольно) совершают преступления)».
Эксперты приходят к следующим выводам:
«1. В тексте ... имеются высказывания, в которых негативно оцениваются группы лиц по признаку принадлежности к власти: правоохранительные органы; судебные органы.
Кроме того, выявлена негативная оценка государственного строя, образа правления Российской Федерации, названного «путинский».
2. В представленном тексте имеется обоснование негативной оценки.
3. Предмет негативной оценки — профессиональные характеристики групп лиц по признаку принадлежности к власти.
4. При выражении негативной оценки употребляются слова и словосочетания, имеющие коннотативные пометы «просторечное, разговорное, браное», «жаргонное» и нейтральная лексика с отрицательным лексическим значением» (эксперты выделяют в тексте словосочетания «организованное преступное сообщество», «путинская кодла», «уголовников сборище» - прим. ПЦ).
Основания признания политзаключённым
1. Совершенно очевидно, что преследование Алфёрова осуществляется за его высказывания, выражающие общественную и политическую позицию.
2. В деле о возбуждении ненависти (ст. 282 УК РФ), по которому Алфёров лишён свободы, «пострадавшей» группой названы «представители власти - сотрудники правоохранительных органов и суда». Правозащитники и, в частности, «Мемориал» неоднократно рекомендовали отказаться от понятия «социальная группа» как объекта уголовно наказуемого возбуждения ненависти или вражды в силу неопределённости этого термина. В любом случае мы согласны с позицией ИАЦ «СОВА», указывавшего, что «следует отметить, что представители власти не образуют уязвимой социальной группы, которая нуждалась бы в особой защите в виде антиэкстремистских статей УК». Пленум Верховного суда в 2011 году отмечал, что «под действиями, направленными на возбуждение ненависти либо вражды, следует понимать, в частности, высказывания, обосновывающие и (или) утверждающие необходимость геноцида, массовых репрессий, депортаций, совершения иных противоправных действий, в том числе применения насилия, в отношении представителей какой-либо нации, расы, религии и других групп лиц».
Об этом же оговаривается и заказанная следствием экспертиза: «Предмет негативной оценки — профессиональные характеристики групп лиц по признаку принадлежности к власти». То есть фактически признается, что пострадавшей от слов Алфёрова группой является власть. Что уже очевидным образом выходит за рамки возможных определений социальной группы.
В ролике Алфёрова отсутствуют признаки деяний, предусмотренных ст. 282 УК РФ, в нем присутствует лишь правомерная и допустимая критика правоохранительных органов в связи с явным беззаконием, хоть и выраженная в несколько резкой, но вполне приличной форме. Мы считаем, что в данном случае вполне применим подход ЕСПЧ, выраженный в решении по делу Fedchenko v. Russia 2019 года, в соответствии с которым агрессивная риторика и грубая лексика в критической к публичному лицу статье были отнесены к случаям, когда «использование Заявителем определённых речевых оборотов, разговорных выражений или жаргона ... не выходило за рамки преувеличения или провокации допускаемых статьёй 10 и поэтому не заслуживало наложения ограничений на его право свободно выражать своё мнение».
Дело против Алфёрова по этой статье - в чистом виде преследование за высказанное мнение, допустимое в демократическом обществе.
Подчеркнём также, что считаем отнесение в современных российских реалиях представителей власти, сотрудников правоохранительных органов и других властных институтов к категории «социальной группы» прежде всего преследует цель защиты от критики любых государственных служащих.
В деле Алфёрова это достаточно прозрачно просматривается и в том, что эксперты МВД помимо анализа конкретных форм «оскорбления и унижения» считают своим долгом добавить утверждение о «выявлении в тексте негативной оценки государственного строя, образа правления Российской Федерации, названного путинский», что впрямую указывает на политическую мотивацию их выводов.
Кроме того, необходимо учитывать причину и тему появления видеосюжета Алфёрова. Он посвящён критике незаконного задержания и ареста А. Навального в январе 2021 года. Аналогичная оценка этих действий российской власти была высказана большей частью мирового сообщества и существенной частью российского общества, вызвала массовые протесты. ПЦ «Мемориал» также однозначно осудил незаконное преследование А. Навального и считает его политическим заключённым.
3. Дело о «реабилитации нацизма» никакого отношения к нацизму не имеет, демонстрируя спекулятивный и репрессивный характер данной нормы закона. Не посягает Алфёров и на символы победы. Напротив, он отстаивает чистоту военных знамён, за которые оформители праздника выдавали грубые и не соответствующие военным уставам подделки. Собственно говоря, и эксперты однозначно описывают главный посыл Алфёрова: «выражение недовольства организацией и формой празднования Дня Победы в г. Кемерово», отмечая, что «в ролике не содержится высказываний или изображений, направленных на унижение достоинства человека, либо группы лиц». Алфёров обвиняется не в оскорблении ветеранов, а в «осквернении способа почитания ветеранов», т. е. фактически он «осквернил» действия современных чиновников, что не имеет ни малейшего отношения ни к оправданию нацизма, ни к исторической памяти, ни к участникам войны. Состав преступления в данном случае также отсутствует.
4. В сюжетах, лёгших в основание дел об оскорблении представителя власти (ст. 319 УК РФ) можно усмотреть признаки личного оскорбления конкретного человека. С моральной точки зрения, мы безусловно не считаем подобные формы словесной коммуникации приемлемыми в цивилизованном обществе. В то же время, несмотря на определенную субъективность понятия «неприличности», порождающую правовую неопределённость (оскорбление - это сведения, унижающие честь и достоинство, выраженные в неприличной форме, явно не соответствующей общепринятым нормам поведения, грубо попирающей человеческое достоинство), мы не находим неприличной форму высказываний Алфёрова в доступном нам ролике и сомневаемся в неприличности высказываний, содержащихся во втором ролике.
Кроме того, критические высказывания Алфёрова в адрес Евдокимовой связаны с его искренним убеждением в неправомерности её действий, на которые он даже жаловался в СК. Соответственно умысел его невежливой критики (или оскорбления, даже если считать, что оно имело место) был связан не с исполнением Евдокимовой её обязанностей, а с предполагаемыми незаконными действиями, что ставит под сомнение квалификацию высказываний Алфёрова по ст. 319 УК РФ.
Немаловажно, что первичные рапорты о признаках преступления составила сама же Евдокимова, выступив одновременно в роли потерпевшей и оперативного работника. В данном же случае мы можем рассматривать её действия как использование служебного положения для удовлетворения личной обиды и усматривать в ситуации явный конфликт интересов. В любом случае, это преступления небольшой тяжести, за которые Алфёров не может быть лишён свободы.
На основании Руководства по определению понятия «политический заключённый» мы считаем таковым Михаила Алфёрова. Лишение его свободы осуществляется по политическим мотивам исключительно из-за его убеждений, в связи с ненасильственным осуществлением им свободы выражения мнений, гарантированных Конституцией РФ, Международным Пактом о гражданских и политических правах и Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Оно направленно на недобровольное прекращение или изменение характера публичной деятельности Михаила Алфёрова и на упрочение либо удержание власти субъектами властных полномочий. Лишение свободы явно неадекватно правонарушениям, которые могут быть ему вменены. Мы требуем освобождения Михаила Алфёрова и прекращения возбуждённых против него уголовных дел по статьям 282 и 354.1 УК РФ, а также беспристрастного и справедливого рассмотрения остальных обвинений.
Признание лица политзаключённым или преследуемым по политическим мотивам не означает ни согласия Правозащитного центра «Мемориал» с его взглядами и высказываниями, ни одобрения его высказываний или действий.
Как помочь
Вы можете помочь политзаключённым, сделав пожертвование на счета Союза солидарности с политзаключёнными: на карту «Сбербанка России» № 5469 3800 7023 2177.
Публикации в СМИ:
Преследование Михаила Алфёрова (подборка материалов) // ОВД-Инфо // http://ovdinfo.org/story/presledovanie-mihaila-alferova
Кемеровского блогера, снявшего видео о «банде свиносказочников» из Центра «Э», арестовали на 11 суток // Медиазона // http://zona.media/news/2020/09/25/alferov-11-sutok
Дата обновления справки: 19.11.2021 г.