Заявление Правозащитного центра «Мемориал», общественного объединения «Комитет против пыток» и Комитета «Гражданское Содействие»
Сегодня, 14 апреля 2021 года, после долгих поисков, адвокату Семёну Цветкову, которого направили в Чеченскую Республику наши организации, наконец-то удалось установить местонахождение Магомеда Гадаева и встретиться с ним.
Гадаев, человек, искавший убежище во Франции, важный свидетель по делу о серьёзных преступлениях, совершённых сотрудниками МВД по Чеченской Республике, был 9 апреля 2021 года депортирован из Франции и уже в России передан представителям правоохранительных органов Чечни. Адвокат Цветков на протяжении 9-11 апреля 2021 года оказывал помощь Гадаеву, препятствуя его незаконному задержанию и незаконному этапированию в республику. Сотрудники правоохранительных органов незаконно лишили Гадаева этой помощи адвоката в Новом Уренгое, откуда вывезли его в Чечню.
Встреча адвоката с Магомедом Гадаевым происходила в ОМВД Ачхой-Мартановского района ЧР. Сотрудники полиции вывели Гадаева к адвокату. В их присутствии он сообщил Цветкову, что уже имеет защитника и в услугах ещё одного адвоката не нуждается. В присутствии Цветкова Гадаев изложил это и в письменном заявлении. Само заявление сотрудники полиции вручать адвокату отказались. Из разговоров сотрудников полиции адвокату удалось узнать, что Гадаев обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ст. 222 УК РФ (незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов), и что его планируют отправлять под арест в СИЗО. Сам Гадаев, со слов адвоката, во время встречи выглядел подавленным.
Напомним, что Магомед Гадаев до его депортации в Россию 11 лет находился за её пределами. И лишь уже после его депортации в Россию, в доме его отца в Чечне 12 апреля 2021 года сотрудники правоохранительных органов провели обыск и «обнаружили» на чердаке дома якобы спрятанное там оружие.
Считаем, что отказ от адвоката был сделан Гадаевым под давлением сотрудников чеченских силовых структур, целью которых, очевидно, является лишение Гадаева эффективной юридической защиты в ходе уголовного преследования и возможности освещения подробностей расследования в СМИ.