Описание дела
2 октября 2020 года, подвергшаяся унизительному обыску по делу Михаила Иосилевича и ранее неоднократно оштрафованная по надуманным причинам нижегородская журналистка Ирина Славина совершила акт самосожжения перед зданием ГУ МВД России по Нижегородской области, перед этим написав в предсмертном посте в «Фейсбуке» слова «В моей смерти прошу винить Российскую Федерацию». Славина так описала проведённый у неё дома обыск: «Сегодня 6:00 в мою квартиру с бензорезом и фомкой вошли 12 человек: сотрудники СКР, полиции, СОБР, понятые. Дверь открыл муж. Я, будучи голой, одевалась уже под присмотром незнакомой мне дамы. Проводили обыск. Адвокату позвонить не дали. Искали брошюры, листовки, счета "Открытой России", возможно, икону с ликом Михаила Ходорковского. Ничего этого у меня нет. Но забрали, что нашли – все флешки, мой ноутбук, ноутбук дочери, компьютер, телефоны – не только мой, но и мужа, – кучу блокнотов, на которых я черкала во время пресс-конференций. Я осталась без средств производства. Со мной все нормально. Но очень настрадался Май. Его до 10:30 не давали вывести на улицу».
Утром 15 января 2021 года оператор «Фонда борьбы с коррупцией» (ФБК) Павел Зеленский был задержан сотрудниками полиции; в ходе задержания он был подвергнут физическому насилию. Зеленскому было предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 280 УК РФ («Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, совершенные с использованием сети "Интернет"») в связи с тем, что в день самоубийства Ирины Славиной он написал два эмоциональных твита подряд:
-
«Ирина, простите нас, простите что позволяем это. Мне очень тяжело это писать, тяжело об этом думать и переживать, спасибо за вашу жизнь и дела. Этими словами я прошу всех нас встать, проснуться, перестать твитить и электронно переживать. Давайте <...> (прим. бить) эту недовласть»;
-
«Сука, <...> (прим. нецензурное междометие), ненавижу вас, путин, песков, володин, и прочие мрази, вы стоите за этим. Можете считать мои слова призывом, но вы сука ублюдки недостойные жизни».
В тот же день судья Пресненского районного суда города Москвы Кириченко К.Е. при участии помощника Пресненского межрайонного прокурора города Москвы Фоминой В.Е. и следователя ГСУ СК РФ по городу Москве Слесарева Ю.В. избрала в отношении Зеленского меру пресечения в виде содержания под стражей до 28 февраля 2021 года.
28 сентября 2021 года стало известно о возбуждении очередного, уже тринадцатого, дела в отношении лидера российской оппозиции Алексея Навального. Вместе с ним по делу о создании экстремистского сообщества (ч. 1 ст. 282.1 УК РФ) проходят его соратники Леонид Волков и Иван Жданов, а Любовь Соболь, Георгий Албуров, Руслан Шаведдинов, Вячеслав Гимади, Павел Зеленский, Рустем Мулюков стали обвиняемыми в участии в экстремистском сообществе (ч. 2 ст. 282.1 УК РФ), также сообщается о том, что по делу проходят и «иные лица». По информации «Мемориала», все вышеперечисленные оппозиционеры, кроме находящихся в местах лишения свободы и признанных нами политзаключёнными Алексея Навального и Павла Зеленского, в настоящее время находятся за пределами Российской Федерации и объявлены в розыск.
Основания признания политзаключённым
В постановлении о возбуждении уголовного дела от 28 декабря 2020 года было заявлено, что «Зеленский П.А., негативно относясь к существующему конституционному строю и органам государственной власти <…> разместил <…> собственные публикации (твиты), содержащие угрозы и враждебные высказывания в отношении ряда персонифицированных представителей высших органов государственной власти Российской Федерации с текстом, начинающимся со слов "Ирина, простите нас, простите…" и заканчивающимся словами "…ублюдки недостойные жизни"». Следствие указывает, что посты Зеленского «просмотрело значительное количество пользователей» твиттера, а публикации набрали более 190 ретвитов и 900 лайков.
С нашей точки зрения, действия Зеленского не образуют состава преступления. В случае, если бы следствие сочло его твиты экстремистскими, оно бы всё равно не должно было возбуждать уголовное дело в связи с тем, что, в соответствии с ч. 2 ст. 14 УК РФ, «не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности».
Это связано с тем, что оценка опасности тех или иных высказываний должна исходить из контекста, сопровождающего высказывания, в т.ч. личности автора твитов, обстоятельств их публикации, аудитории, которая могла их прочитать, а также общей социальной ситуации. Всё это позволяет нам считать, что радикальные высказывания Зеленского были спонтанной реакцией на незаконные действия силовиков, приведших к гибели Ирины Славиной;
они не содержали призыва к конкретным экстремистским действиям, а второй пост и вовсе не содержит призыва как такового, а лишь эмоционально выражает отношение к упомянутым лицам. Об отсутствии в его действиях призывов к совершению насильственных преступлений можно исходить из того, что Зеленский является сторонником демократической оппозиции в целом и Алексея Навального в частности, которые никогда не позволяли сомневаться в приверженности исключительно мирным методам протеста.
Мы считаем важным учитывать Рабатский план действий по запрету пропаганды национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющей собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, п. 22 которого прямо указывает, что «в какой-то степени должен быть определен потенциальный риск причинения вреда. Это означает, что суды должны будут установить, что существовала реальная вероятность того, что высказывание могло спровоцировать фактическое действие против целевой группы, отдавая себе отчёт в том, что в данном случае должна быть указана достаточно прямая причинно-следственная связь». С нашей точки зрения, такого риска не было в принципе.
Даже если твиты, вменяемые Зеленскому, и обладают неуместной неоднозначностью, заслуживающей порицания, они не подпадают под ограничения свободы выражения мнения, которые «предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия» (ст. 10 «Конвенции о защите прав человека и основных свобод»), тем более, что СКР отказывается возбуждать уголовное дело в связи с гибелью Ирины Славиной.
Мы не можем не отметить и явную незаконность избрания меры пресечения в виде содержания под стражей по нетяжкой статье в отношении ранее не судимого многодетного отца, не пытавшегося скрыться от следствия, имеющего постоянные работу и место жительства. Избранная мера пресечения абсолютно неадекватна инкриминируемым Зеленскому действиям и предполагаемой и, тем более, реальной, их общественной опасности.
Нам очевидно, что уголовное преследование Павла Зеленского осуществляется исключительно из-за его политических взглядов и того, что он работает в ФБК. Это уголовное дело является частью непрекращающихся преследований в отношении Алексея Навального и его сторонников. Характерно, что это уголовное дело было возбуждено в день, когда ФСИН пригрозила Навальным заменой условного срока по сфабрикованному «почтовому делу» на реальный, а задержание Зеленского произошло через два дня после того, как 13 января 2021 года Навальный анонсировал возвращение в Москву.
Принимая во внимание вышесказанное, правозащитный центр «Мемориал», согласно международному Руководству по определению понятия «политический заключённый», находит данное уголовное дело политически мотивированным и направленным на принудительное прекращение оппозиционной деятельности Павла Зеленского, а также на запугивание сотрудников ФБК и сторонников Навального. Обстоятельства преследования позволяют полагать, что лишение свободы было применено с целью упрочения либо удержания власти субъектами властных полномочий в нарушение прав на справедливое судебное разбирательство, свободу мысли и выражения мнения, а также иных прав и свобод, гарантированных Международным пактом о гражданских и политических правах или Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод при отсутствии состава преступления.
Правозащитный центр «Мемориал» требует немедленно прекратить уголовное преследование Павла Зеленского и освободить его из-под стражи. Мы выступаем за прекращение политических репрессий в отношении сторонников Алексея Навального и других оппозиционеров.
Признание лица политзаключённым не означает ни согласия Правозащитного центра «Мемориал» со взглядами и высказываниями признаваемых политзаключёнными лиц, ни одобрения их высказываний или действий.
Как помочь
Адрес для писем:
300012, г. Тула, ул. Мориса Тореза, д. 11а, ФКУ ИК-2 УФСИН России по Тульской области, Зеленскому Павлу Андресовичу 1981 г. р. Электронное письмо можно также отправить бесплатно через сайт «Росузник» (http://rosuznik.org/arrests).
Если вы хотите помочь семье Павла Зеленского, то можете перечислить средства на карту «Сбербанка России» его жены Натальи № 4276 8382 4662 7204 или заказать у неё фотосъёмку (http://facebook.com/100002006452097/posts/3562123003864546).
Вы также можете помочь другим политзаключённым, сделав пожертвование на счета Союза солидарности с политзаключёнными:на карту «Сбербанка России» № 5469 3800 7023 2177 или на Яндекс-кошелёк 410011205892134.
Ссылки на публикации в СМИ:
Хроника преследования оператора ФБК Павла Зеленского из-за двух твитов от «Медиазоны» // http://zona.media/chronicle/zelenski
Медиазона. Олег Зурман. «Кажется, что я сейчас лягу поспать, проснусь — а этого не было». Жена арестованного за два твита оператора ФБК рассказывает об обыске // http://zona.media/article/2021/01/15/zelen
Телеканал Дождь. «Высокая степень неадекватности в интерпретации текстов»: что не так с делом оператора ФБК Павла Зеленского // http://tvrain.ru/teleshow/here_and_now/chto_ne_tak_s_delom_operatora_fbk_zelenskogo-522669
Meduza. Кристина Сафонова. Нижегородская журналистка Ирина Славина подожгла себя возле здания МВД и погибла. «Медуза» рассказывает о ее жизни, работе – и о том, как на нее давили силовики // http://meduza.io/feature/2020/10/02/nizhegorodskaya-zhurnalistka-irina-slavina-podozhgla-sebya-vozle-zdaniya-mvd-i-pogibla
Правозащитные и общественные заявления в поддержку:
Европейская федерация журналистов требует освобождения Павла Зеленского (EFJ) // http://europeanjournalists.org/blog/2021/01/18/russia-free-pavel-zelenski
Заявление Профсоюза журналистов и работников СМИ // http://profjur.org/svobodu-pavlu-zelenskomu
Дата обновления справки: 02.02.2022 г.