Защита Мифтахова, который проходит обвиняемым по делу о нападении на офис «Единой России», полагает, что его новое уголовное преследование связано с тем, что в суде по первому делу у следствия ничего существенного для доказательства его вины нет.
Адвокат Азата Мифтахова Светлана Сидоркина рассказала «МБХ медиа», что 21 октября следователь из Балашихи вызвала ее подзащитного на допрос по делу, связанному с обнаружением предмета, похожего на самодельное взрывное устройство (СВУ). Нашли его возле отдела полиции зимой 2019 года. Что именно интересовало следователя, Сидоркина не знает, потому что постановление о возбуждении дела ей не показали. «Вчера Азата Мифтахова допросили только в качестве свидетеля. Как сказала следователь, по эпизоду, касающемуся того, что когда-то, где-то, возле какого-то отдела полиции, нашли предмет, похожий на взрывное устройство. Изготовление этого предмета якобы и вменяют Азату», — рассказала Сидоркина. Она уточнила, что при допросе Мифтахова присутствовала, сам он давать показания отказался, сославшись на 51 статью Конституции.
«Я предполагаю, что следствие планирует предъявить ему этот эпизод. То есть в следующий раз допросить уже в качестве подозреваемого. Но как они будут это доказывать — я не знаю. Азат говорит, что никакого отношения к этому не имеет», — добавила защитница.
Вероятнее всего, речь идет об эпизоде, в связи с которым Азат Мифтахов был задержан изначально, 1 февраля 2019 года. Тогда сообщалось, что СК возбудил уголовное дело об обнаружении взрывного устройства на территории Балашихи (ст. 223.1 УК РФ), которое якобы изготовил Мифтахов. Тогда обыски прошли сразу у нескольких левых активистов, включая самого студента — у него были изъяты «предметы», из которых, по мнению следователей, «можно было собрать бомбу». Все активисты были задержаны, их доставили в отделы и допросили, но потом отпустили, оставив только Азата Мифтахова. За полтора дня, которые 26-летний студент находился в отделе, он вскрыл себе вены, а также заявил, что полицейские его пытали и угрожали шуруповертом, если он не сознается в преступлении. Позже следы пыток на теле анархиста обнаружили и члены ОНК. Кроме того, левый активист Даниил Галкин дал показания, в которых предположил, что Мифтахов мог быть причастен к изготовлению СВУ. Однако позже активист заявил, что дал эти показания под пытками. Так или иначе, но суд дважды отказывал следствию в аресте Мифтахова по обвинению в изготовлении взрывчатки, не находя достаточных доказательств его причастности. В результате эти обвинения со студента были сняты и 7 февраля 2019 года его отпустили из ИВС. Однако в тот же день Азат Мифтахов был задержан по другому делу — о нападении на офис «Единой России».
Адвокат Светлана Сидоркина предположила, что к делу о взрывчатке следствие вернулось спустя почти год, потому что не клеится дело, по которому ее подзащитный проходит в данный момент. «Думаю, они полагают, что его реальнее будет доказать. Потому что по тому делу, по которому Азат обвиняется сейчас, нет никаких доказательств. Там есть показания двух засекреченных свидетелей, один из которых [под псевдонимом Андрей Петров], как выяснилось, умер. В его показаниях говорится, что он якобы видел Азата у офиса партии и опознал его спустя год по бровям. А второй свидетель, под псевдонимом „Караульный“, якобы знает, что Азат принадлежит к организации „Народная самооборона“. Азат все это не признает. Остальные доказательства по делу — косвенные, к существу обвинения никакого отношения не имеют», — говорит адвокат.
Дело о нападении на офис «Единой России» было возбуждено еще два года назад. 31 января 2018 года в офисе партии на Онежской улице в Москве неизвестные разбили окно и кинули внутрь дымовую шашку. Изначально дело было возбуждено по статье о вандализме. Подозреваемыми по нему проходили анархисты Елена Горбань, Алексей Кобаидзе, Святослав Речкалов и антифашист Андрей Ейкин. Следствие полагает, что все они являются членами анархистского движения «Народная самооборона». Активисты также жаловались на пытки. В феврале 2019 года, благодаря показаниям засекреченного свидетеля «Андрея Петрова», к этой четверке добавили и Азата Мифтахова. А дело переквалифицировали на более тяжкую статью о хулиганстве (ст. 213 УК РФ). Сейчас оно рассматривается в суде. Свои доказательства закончила представлять сторона обвинения. 30 октября доказательства слово будет предоставлено защите.
«Думаю, мы за одно заседание все представим и потом уже перейдем к прениям. В ноябре по нему, думаю, будет уже приговор», — сообщила «МБХ медиа» адвокат Сидоркина. «У нас в стране преследуют анархистов. Всех, кого можно было убрать, уже убрали. А тут вот такой повод красивый: аспирант МГУ — и вдруг анархист. Это можно красиво преподнести. К тому же для Балашихи это хорошая „палочка“», — добавила защитница относительно причин нового витка интереса следствия к Азату Мифтахову.
С февраля 2019 года студент находится в СИЗО. Российские математики публиковали письмо в его поддержку, студенты МГУ проводили акцию солидарности, а «Мемориал» признал Мифтахова политзаключенным.
Денис Волин