Описание дела
Согласно приговору, первые два ролика Халимов «разместил на своей странице» (в действительности — сохранил в разделе своих видеозаписей опубликованные другими пользователями видео) 14 августа 2019 г., находясь на территории Казахстана. Обвинение расценило эти действия, как направленные против интересов РФ, что в соответствии с ч.3 ст. 12 УК РФ позволяет выдвигать обвинение против иностранных граждан, проживающих вне территории РФ.
Третий ролик аналогичным образом Халимов сохранил 23 октября 2019 г., находясь уже на территории РФ в Калининграде.
В течение следующей после размещения последнего видеоролика недели военнослужащий расположенной в Калининграде войсковой части 41603, топогеодезист мл. сержант Серебряков Н.А. «обнаружил в списке рекомендаций сети Вконтакте страницу Халимова и в разделе видеозаписей увидел упомянутые видеоролики» и, сочтя их противоправными, обратился в УФСБ с заявлением. 4 ноября аналогичным образом видеозаписи «обнаружил» командир орудия той же военной части сержант Шишмаков А.С.
Уголовное дело возбуждено 24 декабря 2019 г. ст. следователем-криминалистом следственного отделения УФСБ по Балтийскому флоту и войскам Калининградской области капитаном юстиции Галаевым А.Ю.
24 декабря 2019 г. по постановлению Балтийского флотского военного суда проведено ОРМ «обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» в квартире проживания Халимова, установленной ранее в ходе ОРМ. В ходе его изъяты компьютер и смартфон Халимова. Согласно отчету об ОРМ, Халимов «всем своим внешним видом и в вербальной форме демонстрировал факт осознания своей противоправной деятельности, признал вину в совершении инкриминируемых действий и раскаивался в них».
Проведенная НП «Южный экспертный центр» психолого-политологически-лингвистически-религиоведчкеская экспертиза пришла к выводу о наличии в указанных роликах признаков оправдания терроризма, заключающихся в одобрении действий чеченских боевиков во время войны 1990-х гг., а повторное назначенное судом исследование добавило к этому определению пропаганду идей терроризма.
Обвинительное заключение подписано зам. начальника следственного управления УФСБ России по Балтийскому флоту подполковником юстиции Толмачевец С.В.
Состав суда, вынесшего обвинительный приговор: председательствующий Елфимов В.В., судьи Кривошеев С.П., Москвитин О.А. Прокурор Пятеренко С.С.
Упоминание признания вины Халимовым содержится только в отчете об ОРМ. В ходе дальнейших допросов и суда Халимов признавал факт сохранения видеозаписей на своей странице, на основании чего следствие и суд сделали вывод о «частичном признании» им вины. При этом Халимов не признавал вину по вмененным статьям, утверждая, что сохранял видео для себя в рамках исторического интереса к теме войны в Чечне, не выражал собственного мнения в виде комментариев под этими записями и не имел цели пропаганды или оправдания терроризма.
Апелляционная жалоба адвокатов направлена в Апелляционный военный суд.
Основания признания политзаключенным
-
В находящихся до сих пор в свободном доступе вмененных видеороликах отсутствуют призывы к совершению каких-либо действий вообще. В резолютивной части первой, проведенной следствием экспертизы прямо указано: «никаких признаков побуждения к какой либо незаконной деятельности в данных видеороликах не содержится». Однако, назначенная дополнительно судом экспертиза, повторив ту же формулировку, обнаружила уже пропаганду терроризма в виде «деятельности по распространению материалов или информации, направленных на формирование у лица идеологии терроризма, убежденности в ее привлекательности либо представления о допустимости осуществления террористической деятельности».
Видеосюжет «Свободная Ичкерия. Чеченская война» представляет собой набор хроникальных кадров военных действий в Чечне в 1994-96 гг. без комментариев. На кадрах — боевые действия, разрушенные дома, мирные жители под обстрелами, молящиеся чеченские боевики, пленные военнослужащие российской армии, о которых чеченский боевик говорит, что их вернут в Россию. В нескольких эпизодах боевики обращаются к снимающему оператору: «Не надоело врать?», «Ельцин — капут», «Выбора сто процентов — не будет, только свободная Ичкерия».
Сюжет «Без названия» также — набор хроникальных кадров Первой чеченской, сопровождаемый коротким фрагментом песни: «Свобода или смерть!» – был слышен клич в горах. Свобода или смерть! – дай помощь нам, Аллах! Свобода или смерть! – их боевой девиз, А ты не понял, царь, что это – не каприз!». Экспертиза приводит этот текст в качестве подтверждения аргумента оправдания терроризма, не заметив слов о царе. На самом деле, песня Хас-Магомеда Хаджимурадова посвящена Кавказской войне XIX века. Современной официальной Чечней песни Хаджимурадова едва ли не запрещены, но в 1997 году Хаджимурадов выступал даже в Кремлевском дворце съездов. Скорее всего, фонограмма ролика взята именно из записи того концерта.
Сюжет «Они выиграли ту войну» скорее всего является фрагментом документального сюжета ВBС (поскольку используются широко известные кадры ВВС и стилистика их авторских репортажей 90-х гг). Это — единственный сюжет, сопровождаемый закадровым авторским текстом (на английском языке с русским переводом):
«Разговаривая с чеченцами, я понимал, что и они знали, что война будет, что ее не избежать. В самом воздухе ощущалась надвигающаяся трагедия и я сочувствовал этим людям. В ту первую войну в их сопротивлении было что-то героическое. Они противостояли сопернику, во много раз превосходящему их собственные силы, их несокрушимый моральный дух впечатлял. … Они вытеснили русских из Грозного и вынудили их уйти».
Проведенная экспертиза оперирует неоднозначными и субъективными понятиями о воздействии на зрителя «визуального и звукового ряда». Политологическая ее часть рассматривает конфликт в Чечне исключительно с сегодняшних государственнических позиций, не учитывая сложных и неоднозначных исторических обстоятельств возникновения конфликта. В описании истории его развития главный акцент делается на «чеченском терроризме».
Лингвистическая часть экспертизы связывает критику власти с понятием терроризма, а исторически засвидетельствованная гуманитарная катастрофа в республике в результате войны трактуется как мнимое, пропагандистское утверждение, призванное оправдать терроризм:
«Видеозаписи характеризуются односторонним отражением событий — фиксируются действия и высказывания сторонников чеченского сепаратизма и гражданского населения республики... которые высказывают критику и оскорбления в адрес политического руководства России... Акцентирование внимание на жертвах военных действий, бедствии детей, разрушениях создает атмосферу гуманитарной катастрофы».
При этом присутствие на кадрах только одной стороны конфликта никак не свидетельствует о позиции авторов, в противном случае, например, фильм «Обыкновенный фашизм» можно было бы трактовать, как пропаганду фашистских идей.
В тексте экспертизы встречаются и прямые противоречия. Так в синтезирующей части утверждается, что «на видеозаписях имеются лингвистические и психологические признаки оправдания агрессивных, насильственных, разрушительных действий и побуждения к совершению подобных действий».
Однако, на следующей странице, в «выводах» сказано, что присутствуют «признаки оправдания терроризма (насильственных разрушительных действий чеченских боевиков).
Признаков побуждения (в том числе призыва) к какой-либо деятельности нет».
Рассуждения экспертов подводят к выводу о детерминированной связи понятий «сепаратизм» и «терроризм», что позволяет трактовать любые националистические высказывания персонажей роликов, как «террористические».
Примечание 1 к ст. 205.2 УК РФ отмечает, что «оправданием терроризма является публичное заявление о признании идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании».
Халимов не комментировал сохраненные на своей странице ролики и даже не публиковал их в своей ленте новостей. Приговор упоминает, что Халимов состоял в нескольких группах, посвященных истории Чечни, но не приводятся факты, что он оставлял там какие-либо записи. Вмененные видеосюжеты являются хроникой событий 25-летней давности, происходивших в совершенно иных политических, экономических и социальных условиях. При этом в них также не содержится каких-либо прямых призывов к насилию или рассуждений об идеологии. На наш взгляд, ни действия Халимова, ни содержание видеороликов не соответствует смыслу упомянутого Примечания к ст. 205.2 УК РФ.
-
Дело носит явные признаки фабрикации. Весьма сомнительным выглядит факт быстрого (в течение недели) и случайного обнаружения видеозаписей военнослужащими, поскольку:
- Новостная лента и рекомендации соцсети конкретному пользователю формируются в первую очередь на основании наличия общих «друзей» и интересов. В «друзьях» у Халимова насчитывалось 52 человека, в основном по признаку общей национальности или проживания в Казахстане. Весьма сомнительно, чтобы имелись какие-либо пересечения сразу с двумя военнослужащими - русскими по национальности и живущими в РФ.
- Халимов не размещал видеоролики в своей новостной ленте, а для того, чтобы найти эти записи, необходимо было целенаправленно зайти на страницу сохраненных им видеозаписей
- Свидетели обнаружили видео именно в аккаунте Халимова, хотя исходные посты с этими роликами появились в сети на несколько лет раньше и имеют значительно больше просмотров. Упоминая об этом факте в приговоре, суд предвзято трактует большой временной интервал между первичной публикацией и репостом, как свидетельство того, что Халимов долго и целенаправленно искал в сети материалы подобного содержания
- Сомнения в правдивости свидетелей вызывает калининградский адрес военной части: алгоритм предпочтений соцсетей, конечно, учитывает территориальную принадлежность пользователей, но по данным исследований в Калининградской области насчитывается более 260 тысяч пользователей сети Вконтакте, а по остальным критериям совпадение Халимова со свидетелями крайне маловероятно.
На наш взгляд, это свидетельствует о том, что инициатором возбуждения дела была Калининградская УФСБ, а военнослужащие использовались, как фиктивные свидетели..
-
Суд не предпринял попытки проанализировать, является ли вмешательство в право на свободу выражения мнения в данном деле пропорциональным и необходимым в демократическом обществе. Мы полагаем, что это вмешательство не было таковым и нарушает права Халимова на сбор и изучение информации.
Исходя из вышесказанного мы считаем, что в соответствии с п. а) ст. 3.1 Руководства Халимов является политическим заключенным, поскольку он был лишен свободы в связи с ненасильственным осуществлением своего права на свободу выражения. Кроме того, в деле присутствует политический мотив в виде упрочения либо удержания власти субъектами властных полномочий, реализованного через подавление обсуждения определенных тем, общественной дискуссии в целом, запугивание общества и осуществление госпропаганды.
Признание лица политзаключённым или преследуемым по политическим мотивам не означает ни согласия ПЦ «Мемориал» с его взглядами и высказываниями, ни одобрения его высказываний или действий.
Дополнительные материалы
Халимов имеет малолетнего сына, родившегося, когда он уже был в заключении.
Страдает почечной недостаточностью, из-за которой в 2017 г. был комиссован из армии (по сведениям жены).
Адвокаты: Бонцлер Мария Владимировна, Зейналов Октай Мусаевич
Публикации
"Давайте свои бомбы". Друга семьи Кадырова обвиняют в оправдании терроризма (Север.Реалии) — подробности биографии, семейные фотографии: https://www.severreal.org/a/30422981.html
Чеченец, обвиняемый в пропаганде терроризма за репост, получил 3,5 года колонии (Север.Реалии): https://www.severreal.org/a/30663557.html
В Калининграде мужчину приговорили к 3,5 годам колонии за ролики о чеченской войне (Новая газета): https://novayagazeta.ru/news/2020/06/11/162237-v-kaliningrade-muzhchinu-prigovorili-k-3-5-goda-kolonii-za-roliki-o-chechenskoy-voyne
Житель Калининграда осужден за перепост роликов о боях в Чечне (Кавказский узел): https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/350683/
Жителя Калининграда приговорили к 3,5 года колонии за ролики о чеченской войне (Медиазона): https://zona.media/news/2020/06/11/halimov
Калининград: Чеченец Халимов получил 3,5 года за видеоролики (Грани.ру): https://grani-ru-org.appspot.com/Politics/Russia/Politzeki/m.279237.html
2-й Западный окружной военный суд - производство по делу: https://2zovs--msk.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=case&case_id=483012&case_uid=94404c4f-d17f-4c05-b47c-ee60df89b878&delo_id=1540006
Как помочь
Адрес для писем:
175400, Новгородская область, г. Валдай, пр. Васильева, д. 84, ФКУ ИК-4 УФСИН России по Новгородской области, Халимову Айтахаджи Висархаджиевичу 1993 г. р. Письма также можно отправлять с помощью сервиса ФСИН-письмо.
Сделать пожертвование можно на счета Союза солидарности с политзаключёнными, открытые для помощи всем политзаключённым:
Дата составления справки: 08.11.2021 г.