ПЦ «Мемориал» незаконно ликвидирован. Сайт прекратил обновляться 5 апреля 2022 года
Сторонники ПЦ создали новую организацию — Центр защиты прав человека «Мемориал». Перейти на сайт.
Поиск не работает, актуальный поиск тут: memopzk.org.

Конкурс: как взыскать 53 млн рублей за ущерб имуществу

20.01.2020

Юрист Марина Агальцова взыскала 53 млн рублей компенсации пострадавшим во время спецоперации жителям поселка Временный. Этот кейс Марина представила на конкурс практикующих юристов «Лучшие по праву», который проводится сервисом PLATFORMA совместно с газетой «Ведомости».

— Марина, расскажите, пожалуйста, подробнее о кейсе, представленном на конкурс.

— В 2019 году 570 человек из посёлка Временный получили компенсации за ущерб движимому имуществу. В ближайшее время компенсацию получат оставшиеся 60 человек. Каждому жителю причитается немного: кому по 100 тыс. рублей, кому по 50 тыс. рублей. Всего на компенсацию федеральный бюджет выделил 53 млн рублей.

Ущерб был причинён во время спецоперации 2014 года. Для проведения спецоперации всех жителей выселили из посёлка. Когда жители вернулись, они обнаружили, что в домах не было полов, стен, потолков и окон, а вещи пропали или пришли в негодность. Вот за пропавшие вещи в 2014 году жители Временного и получили компенсацию. Спустя пять лет и двенадцать судебных процессов: пять в Москве (вплоть до Верховного суда каждый) и семь в Дагестане.

— Почему решили взяться за это дело?

— После спецоперации в посёлке Временный Правозащитный центр «Мемориал» взялся за это дело, так как, на наш взгляд, то, что произошло в посёлке, было беспределом. «Мемориал» работает по аналогичным сложным делам, в которых нарушаются базовые права.

Мне дело попало в первый же рабочий день в «Мемориале», в марте 2016 года. Задача была написать жалобу в ЕСПЧ. В посёлке Временный в 2014 году пострадали 1 000 человек. К 2016 году государственные органы все еще не торопились выплачивать компенсации, которые полагались жителям по закону. Плюс сама спецоперация проводилась не по-человечески: за полтора месяца спецоперации военные съели весь скот жителей. Вещи людей (типа миксеров, мясорубок, компьютеров) или пропали вообще, или были свалены в яму и присыпаны землей.

Мне казалось, что зияющая несправедливость может привести к тому, что люди разочаруются в государстве и примкнут к «тёмной стороне» (к незаконным вооруженным формированиям). Подобная несправедливость меня всегда задевает. Поэтому я захотела попробовать несправедливость исправить. Закон был на нашей стороне.

— Почему присланное на конкурс дело важно лично для вас?

Это первое моё крупное дело, когда смогла помочь получить компенсацию сразу 613 людям. Дело длилось долго. При этом до 2018 особых шансов на успех не было. Нужно было находить силы двигаться дальше, несмотря на разочарования и проигрыши. Дело было масштабным: мы вынуждены были заставлять работать сразу три государственных ведомства: местную администрацию, МВД и правительство Дагестана. А потом убеждать ещё и федеральный Минфин, что с таким трудом согласованные документы не стоит возвращать назад. Поэтому я рада, что наши усилия привели к успеху.

Это дело также важно для меня и с точки зрения поиска моего способа ведения дел (в английском есть подходящее слова — «lawyering»). Когда нахожусь в окружении адвокатов (особенно мужчин), от них исходит аура брутальности, всемогущества и уверенности, что они знают всё. У меня этой ауры, к сожалению, нет. Да и вышеназванные качества традиционно ассоциируются с «мужским» способом ведения дел. Я деликатный, мягкий человек, который часто сомневается. И я женщина. Поэтому было интересно понять, а можно ли быть успешным адвокатом, который выигрывает большие дела, без «мужских» качеств. Получается, что можно.

— Почему это дело важно для общества?

В 2016 году у меня было только пять доверителей (из 1 000 пострадавших), так как остальные не верили и боялись отстаивать свои права. К 2017 году их стало 128 человек: люди увидели, что пятеро борются, и ещё живы и здоровы, и тоже решили начать борьбу. Когда истцов стало больше, то и процесс согласования документов стал идти быстрее. Государственные органы видели, что люди готовы защищать права, и были вынуждены прислушиваться.

На мой взгляд, отсутствие веры в возможность добиться справедливости — центральная проблема в России. Дело посёлка Временный показывает, что добиться справедливости можно. Для этого нужно не сдаваться и идти впеёд.

Программа: Горячие точки

С 18 сентября по 26 ноября 2014 года до трёх тысяч военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов провели беспрецедентную по срокам и последствиям «зачистку» в поселке

Поделиться: