Пока дело в ЕСПЧ о его экстрадиции Италией не завершено, однако в Киргизию Россия его как своего гражданина уже не выдаст
27 сентября находившийся в тюрьме «Реджина Чели» (в пер. «Небесная царица») в Риме (Италия) россиянин М.С. был освобождён из-под стражи. Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) применил правило №39 своего регламента, когда дело находилось на последней стадии процесса в Италии. Интересы россиянина в ЕСПЧ представляли адвокат Сети «Миграция и право» Правозащитного центра (ПЦ)) «Мемориал» Ольга Цейтлина и адвокат Санкт-Петербургской Адвокатской палаты Светлана Громова. По словам Цейтлиной, практики обращения итальянских адвокатов в ЕСПЧ по ст. 3 Конвенции практически нет. В России же адвокаты, используя данный правовой механизм, позволяющий защищать людей от пыток и смерти, выиграли уже десятки дел в ЕСПЧ.
Власти Киргизии возбудили дело в отношении россиянина из-за его предпринимательской деятельности. Интерпол задержал его в Италии. 29 сентября 2018 года он был арестован. В заключении россиянин провёл год. После освобождения он беспрепятственно покинул Италию воссоединился с женой и детьми в России.
М.С. жаловался в суд Италии на длительное содержание под стражей. По словам Цейтлиной, в Италии отсутствует регулярный судебный контроль сроков содержания под стражей в целях экстрадиции. «Мой подзащитный не знал, сколько ему находиться в условиях лишения свободы, из-за этого он находился в постоянном неведении и психологическом стрессе», — заявила она. Адвокат добавила, что последнее решение о продлении срока на три месяца принималось не в состязательном судебном процессе, а решением министра юстиции Италии. В этом она увидела нарушение ст.5 Европейской Конвенции. Адвокат также указала, что её подзащитному «не предъявили документы на русском языке, даже такие важные, как решение кассационного суда Италии о его экстрадиции».
По словам М.С., в Киргизии его могли пытать и убить, Итальянские суды проигнорировали аргументы о его риске, обращение в ЕСПЧ спасло ему жизнь.
Судебных процессов, в которых итальянские адвокаты обращаются в ЕСПЧ по ст.3 Конвенции (запрет пыток) в отношении Италии, практически нет. По словам Цейтлиной, занимаясь этим делом, итальянские коллеги не знали, насколько действенен этот механизм, не верили в него. В России адвокаты и юристы Сети «Миграция и право» выиграли в ЕСПЧ десятки дел, используя правовой механизм по защите людей от пыток и смерти.
— Это уже второе дело, когда адвокат нашей Сети помогает человеку избежать экстрадиции из страны ЕС, — говорит руководитель Сети «Миграция и право» Светлана Ганнушкина. — Удивительно, но адвокаты в Европе часто не имеют практики обращения в ЕСПЧ и не владеют этими правовыми механизмами. В прошлом году мы проводили семинар для немецких адвокатов по теме «Россия как страна происхождения беженцев». Нам пришлось делиться с европейцами своей практикой защиты от экстрадиции. Уверенность в том, что правовая система их стран достаточно хороша и развита, приводит к тому, что механизмы работы в ЕСПЧ представляются европейским юристам избыточными. Однако мы знаем случаи, когда такой подход приводит к весьма плачевным результатам. Если бы жена М.С. не обратилась к нам, то это могло произойти и с ним. Мы рады, что удалось помочь М.С., и немножко гордимся тем, что наши юристы так хорошо знакомы с международным правом и умеют применять на практике его механизмы.