На суде представитель министерства признал, что его коллеги неверно применили нормы права
Верховный суд удовлетворил кассационную жалобу москвича Георгия Шахета и обязал МВД предоставить ему доступ к уголовному делу его деда Павла Заботина, расстрелянного в 1933 году по указу о «трех колосках». В суде представитель МВД признал, что министерство неверно применило нормы права. Он попросил отправить дело на повторное рассмотрение в суд первой инстанции, однако Верховный суд отказал ему, встав на сторону Шахета. Интересы Шахета в Верховном суде представляли юристы ПЦ «Мемориал» Марина Агальцова и «Команды 29» Анна Фомина.
Павла Заботина, заведующего строительным сектором буфетного управления Ленинского нарпита, задержали 28 декабря 1932 года. Его обвинили в хищении госимущества — 20 тыс. кирпичей и 22 ящиков со стеклом. По этому же делу проходили еще 22 человека. Решение о расстерле Заботина было вынесено спустя две недели после его задержания.
Деда Шахета судила «тройка» — орган административной репрессии при республиканских, краевых и областных управлениях НКВД. Заботина осудили по указу «о трех колосках» (постановление об охране имущества государственных предприятий, колхозов и коопераций). Так как Заботина осудили по общеуголовной статье, то его не реабилитировали, а дело закрыли.
В течение двух лет Шахет пытался получить доступ к материалам уголовного дела своего деда. Но МВД, ссылаясь на совместный приказ министерства культуры, МВД и ФСБ, отказывалось это делать. Данный приказ не регулирует вопросы доступа к материалам дел по нереабилитированным гражданам. Шахет проиграл несколько судов — Головинский районный суд Москвы, Московский городской суд и его президиум последовательно вставали на сторону МВД. Верховный суд также сначала отказался рассматривать жалобу Шахета, однако в конце марта истребовал материалы, а в мае передал их в коллегию.
Практика отказа в выдаче документов на репрессированных на основании отсутствия реабилитации, а отказа в реабилитации потому, что человек был осужден по общеуголовной статье, — типична. Решение Верховного суда по делу Георгия Шахета — важный прецедент, который может помочь родным других репрессированных, которым отказали в реабилитации.
Напомним, Правозащитный центр «Мемориал» выпустил инструкцию о том, как получить информацию о нереабилитированных жертвах советских репрессий. В ней упоминается дело Шахета. Кроме того, о нем подробно рассказала «Новая газета».
Фото © Влад Докшин, «Новая газета»